Стоицизм

СТОИЦИЗМ — одно из значительных философских учений эпохи эллинизма. С. возник в конце 4 в. до н. э. в Афинах. Кризис рабовладельческой демократии, приведший к утрате Афинами политической самостоятельности, вызвал глубокие изменения в жизни древнегреческого общества. Философы господствующего слоя в этот период, в т. ч. стоики, приходят к мысли, что противоречия и трудности общественной жизни не могут быть побеждены практикой политической деятельности и борьбы; отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающей в себя необходимость всех человеческих действий. Ввиду этого задача философии — определение принципов личного поведения, которое в рамках существующего государства, безмерно превосходящего своей мощью мощь отдельных лиц, могло бы доставить мыслителю, познавшему место человека в природе, наивысшее доступное ему благо. Стоицизм был основан Зеноном из Китиона (ок. 336—264 до н. э.). По переезде в Афины Зенон обучался философии у киника Кратеса, затем у мегарика Стилпона и у академиков Ксенократа и Полемона. Ученики Зенона сначала назывались «зеноновцами»; наименование «стоиков» они получили от названия украшенного картинами Полигнота портика (греч. stoa — «стой»), где происходили их собрания. Руководящее положение среди афинских школ Стоя получила при Хрисиппе, который возглавлял её в 232—204 до н. э. После Хрисиппа стоическую школу возглавляли Зенон из Тарса, а затем Диоген из Селевкии. Преемником Диогена был Антипатр из Тарса (ум. ок. 125 до н. э.). Его современник Архедем основал школу стоицизма в Вавилоне. Ученики Архедема — Боэт (ум. 119 до н. э.) и Панеций (р. ок. 185 — ум. 110 до н. э.), а также Посидоний (135—50 до н. э.)— были родоначальниками так называемой Средней Стои, писатели которой восприняли влияние пифагорейцев, Платона и Аристотеля. Со времени Средней Стой стоическая философия начинает распространяться в Риме. Следующим периодом в развитии школы стоицизма была т. н. Новая Стоя (1—2 вв.). Виднейшими из новых стоиков были Л. А. Сенека, Мусоний, Эпиктет, император Марк Аврелий. Так же как и эпикурейцы, стоики главной задачей философии считали построение этики, опирающейся на физику и на учение о познании — логику, охватывавшую также учение о языке и родах речи.

В логике стоики исходили из того, что хотя источник всякого познания — чувственное восприятие и хотя истинным представление может быть только тогда, когда оно есть верный и полный отпечаток предмета, суждение восприятия возникает лишь в результате согласия ума с истинным представлением; последнее стоики называли «каталептическим» («схватывающим») и видели в нем критерий истинности. После согласия с истинным представлением вторым условием правильной деятельности ума является искусство «диалектики»; под ним стоики понимали безупречную логическую последовательность в умозаключениях и доказательствах. В логике стоиков подробно рассматривались формальные условия логической связи и логического следования в выводах, а также условия приведения различных форм суждения к формам условных суждений.

Физика стоиков возникла из сочетания физики Аристотеля, в частности учения о форме и материи, с некоторыми элементами учения Гераклита. В то время как у Аристотеля соотносительность материи и формы прекращалась у границы, отделяющей мир от «неподвижного перводвигателя», или бога, который уже не есть единство материи и формы, а только форма без материи, или чистая действительность, у стоиков мир целиком есть единое тело, но тело живое и расчленённое, насквозь пронизанное одушевляющим его тёплым дыханием («пневмой»).

Стоики различали в мире два начала: претерпевающее — бескачественную материю, и действующее начало — разум, логос, бога. Учение о строжайшей необходимости, по которой всё в мире происходит, сочетается с учением о совершенстве и целесообразности мира, где все части, все тела и все существа зависят от целого, определяются целым и его совершенством. Представители стоицизма ожесточённо полемизировали против материалистического учения Эпикура. Множеству атомов Эпикура они противопоставили учение о строжайшем единстве мира, учению о реальности пустоты — учение о сплошной заполненности мирового шара телами и пронизывающей тела пневмой, учению о бесчисленном множестве миров — учение об одном единственном мире, отрицанию в мире какой бы то ни было целесообразности — убеждение в том, что все вещи и все части мира свидетельствуют о действующем в мире целевом плане и целевом начале, атеизму эпикурейцев — учение о божественности мира, пневмы, пронизывающей мир, и разума, обнаруживающегося в нем. От Гераклита стоики почерпнули учение о происхождении мира из огня и о периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем логосе, или законе. В этике противоположность между стоицизмом и эпикуреизмом сказалась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. В то время как физика и этика эпикурейцев руководствуются стремлением вырвать человека из оков необходимости, для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна. Действия людей происходят только по необходимости и различаются лишь по тому, каким образом — добровольно или по принуждению — исполняется неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба ведет того, кто добровольно ей повинуется, и насильно влечёт того, кто ей сопротивляется. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой. Разумная и согласующаяся с природой жизнь есть жизнь добродетельная, а добродетель придаёт безмятежность существованию, которая и есть высшая цель жизни. Добродетель поддерживается господством над страстями. Т. к. человек — не только отдельное существо, но также существо общественное и вместе с тем — часть мира, то движущее его поведением естественное стремление к самосохранению возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей по отношению к мировому целому. Мудрец выше личного блага ставит благо государства и при необходимости не колеблется принести ему в жертву свою жизнь.