Красота

КРАСОТА — одна из важнейших категорий эстетики, которая наряду с категорией прекрасного отражает такие эстетические свойства предметов и явлений действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность.

Так же как и термин «прекрасное», термин красота может быть применен, например, к оценке внешнего или внутреннего облика человека, его поступка, содержания и формы произведения искусства и т. д. В этих случаях смысловое значение обоих терминов совпадает. Вместе с тем в отличие от прекрасного красота вместе со всеми ее разновидностями (изящное, грациозное) является более узкой по значению эстетической категорией, она раскрывает и оценивает лишь отдельные стороны конкретных эстетических свойств предметов и явлений, тогда как термин «прекрасное» может быть употреблен и для эстетической оценки предмета и явления в целом. Так, например, внешняя красота человека не дает еще основания назвать его прекрасным. В этом смысле красота может выступать как одна из сторон прекрасного.

Наблюдаемая в подобных случаях разница в значении этих двух понятий дает возможность выявить в эстетическом анализе диалектическое соотношение между содержанием и формой предметов и явлений, вскрыть противоречие, скажем, между физическими особенностями человека, его внешностью и духовным обликом. Внешне безобразный Квазимодо из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери» прекрасен своими моральными качествами, тогда как за красота лица Николая Ставрогина из романа Ф. М. Достоевского «Бесы» скрываются внутреннее ничтожество, человеческая подлость, несовместимые с представлениями о прекрасном. Красота, как определенная совокупность свойств предметов и явлений действительности, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства, характеризуется многообразием признаков: это соразмерность и пропорциональность, упорядоченность, гармония, целесообразность, совершенство, соответствие формы содержанию и т. д.

Представления о красоте исторически изменчивы. В одно и то же время могут быть различные идеалы красоты. Еще Н. Г. Чернышевский отмечал, что представления о человеческой красоте у простого народа во многом несходны с представлениями о ней у господствующих классов. У простых людей эти представления всегда связывались прежде всего со здоровьем, способностью трудиться. Поэтому народным идеалом красоты была не стройная, белолицая красавица с тонкими маленькими ручками, а краснощекая, цветущая, пышущая здоровьем девушка, с крепкими, большими, привыкшими к работе руками. В период средневековья народные идеалы красоты находили свое выражение в произведениях фольклора, в художественных изделиях ремесленников, в то время как идеалы господствующих классов воплощались в рыцарской литературе. Идеалом человеческой красоты является гармонично развитая личность, сочетающая в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту.

Еще в категории красота: Изящное