Поэтика

ПОЭТИКА (от греч. poietike — поэтическое искусство) —

1. Жанр теоретического трактата (иногда стихотворного), анализирующего природу словесного искусства и внутреннее строение литературно-художественных произведений. Ведет свое начало от знаменитой «Поэтики» Аристотеля, оказавшей огромное влияние на все последующее развитие теоретического искусствознания. В XVI—XVIII вв. жанр поэтика служил важной формой развития литературоведческой и эстетической мысли. В Италии эпохи Возрождения было создано около 20 подобных сочинений. Наибольшей известностью в Европе пользовались французская поэтика Ю. Ц. Скалигера (1561), а впоследствии — стихотворный трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674), написанный по образцу «Послания к Пизонам» («О поэтическом искусстве, или Наука поэзии») Горация и ставший эстетическим кодексом французского классицизма. Жанр поэтики в большей или меньшей степени был проникнут пафосом нормативизма. Когда же, начиная с Вико и Гердера, развитие идеи историзма пошатнуло незыблемость принципа нормативности, стал клониться к упадку и сам жанр. Из научно-теоретического он все больше превращался в пропедевтический, учебно-методический.

2. Научная дисциплина, составная часть литературоведения, занимающаяся разработкой теоретических средств (принципов, понятий) анализа литературно-художественных произведений. Развилась из жанра «поэтик» в процессе внутренней дифференциации литературоведческих знаний, одна часть которых отошла в ведение эстетики, другая — общей теории литературы, а третья составила предмет поэтику в собственном смысле. Поэтика представляет собой учение о литературных родах и жанрах, о всем многообразии средств выражения идейно-образного содержания, сформировавшихся в словесном искусстве в процессе его исторического развития (характер, сюжет, речевая характеристика, тропы, принципы стихосложения и т. п.). В зависимости от исходных методологических оснований и целевых установок, различают такие варианты поэтики, как историческая (одним из основоположников был А. Н. Веселовский), структурная и др.

3. Комплекс идейно-эстетических принципов и соответствующих изобразительновыразительных средств, характерных для той или иной целостной художественной системы (поэтика фильмов «Броненосец «Потемкин» С. М. Эйзенштейна и «Чапаев» братьев Васильевых; поэтика творчества В. В. Маяковского; поэтика русского реалистического романа XIX в.; поэтика современного молодежного кино и др.).