КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА системное исследование проблем искусства, возникшее в русле свойственных современной науке дисциплинарных связей. Определяющим в развитии всех областей научных знаний и практики в последние годы стало выдвижение общих принципов комплексности и взаимосвязи наук.
Новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического фундаментального, так и прикладного характера открываются на стыке различных наук, в частности, естественных и общественных. Их следует использовать в полной мере.
По отношению к художественному творчеству комплексный, междисциплинарный подход способствует разностороннему освещению ряда актуальных проблем, расширению представлений о закономерностях искусства, сопоставлению различных явлений художественной культуры, а также ее функционированию в обществе. При этом используются в соответствии с теми или иными конкретными задачами соответствующие средства и методики различных научных областей прежде всего гуманитарных (эстетики, литературоведения, искусствознания, истории, психологии, языкознания, этнографии и др.), а также в меру целесообразности естественных и математических. При этом учитывается, что возможности и границы дисциплин различны. При любых их сочетаниях необходим постоянный учет специфики художественного творчества, его социальной природы, поэтому здесь ведущими являются эстетика, искусствознание, литературоведение. Средства и методики естественных наук используются для анализа физиологических предпосылок творчества, материального субстрата, «механизмов» процессов творчества и восприятия. Определенный вклад в подготовку такого изучения внесли виднейшие физиологи II. П. Павлов, И. М. Сеченов, А. Д. Ухтомский, В. М. Бехтерев. В комплексном изучении художественного творчества важную роль играет кибернетика с ее возможностями рационализации особенно трудоемких операций труда ученых — информационных поисков, помощью текстологии и т. д. Применение кибернетики в изучении художественного творчества имеет конкретные результаты в архитектуре при конструировании, в кинематографии при создании мультипликационных фильмов и в развитии новых видов искусства — свето и электронной музыки.
Отдельные попытки междисциплинарных связей при изучении искусства (в частности, эстетики, психологии и физиологии) имелись в прошлом, однако без методологического обоснования и зачастую на почве позитивистских и идеалистических трактовок природы творчества. Лишь в наше время, с развитием методологии изучения искусства возникла возможность комплексного исследования малоизученных проблем художественного творчества. Назовем некоторые из них: процесс создания и восприятия художественного произведения; взаимосвязь научного и художественного мышления; влияние научно-технического прогресса на искусство; взаимосвязь различных видов художественного творчества и др. Комплексная разработка этих проблем связана с практическими задачами повышения мастерства деятелей искусства эффективности эстетического воспитания воздействия художественных произведений на читателей, зрителей» слушателей и т. д.
Начало комплексного изучения художественного творчества как научного направления было положено Первым Всесоюзным симпозиумом по этой проблеме (Ленинград, февраль 1963 г,) с участием философов, эстетиков, литературоведов, искусствоведов, социологов, историков психологов, лингвистов, физиологов, кибернетиков, математиков, а также практиков искусства.
В ходе развития комплексного изучения художественного творчества первостепенное значение имеют вопросы методологии системного подхода. В свете этого подхода искусство может быть рассмотрено в качестве иерархической системы высокой сложности и, в частности, в качестве взаимосвязанных звеньев динамического процесса художественного творчества, в единстве генетическом и функциональном. Если до сих пор изучались лишь отдельные этапы процесса творчества, к тому же изолированно друг от друга, то комплексный подход позволяет с большей полнотой раскрыть закономерности творческой деятельности и художественного восприятия.
Дальнейшее развитие комплексного изучения художественного творчества требует содружества наук, укрепления союза ученых, исследующих творчество, с практиками искусства, а также разработки методологии анализа современных проблем искусства.