Кич

КИЧ (нем. Kitsch) — пошлость, безвкусица в литературе и искусстве. В развитии кича выделяются два периода. Первый связан с формированием буржуазного сознания, когда кич отражал стремление обывателя к украшательству, к «завитушкам», показной пышности интерьера и одежды.

Второй (неокич), расцветший на Западе в 60—70-е гг. ХХ века, связан с культом вещей в «обществе потребления». Для западного обывателя характерна тяга к полному комфорту не только в быту, но и в искусстве, стремление к жизни «напоказ», что неизбежно сказывается на эстетических вкусах. Творцы кича сохраняют лишь внешние приметы жизни, но с таким расчетом, чтобы случайное казалось обычным, а невероятное — вполне возможным. Отсюда — многочисленные модификации историй Золушек мужского и женского пола, королей «Шантеклера», неизвестных женщин, энергичных парней, становящихся миллионерами.

Жизнь в этих произведениях псевдоискусства предстает лишенной теневых сторон, острых социальных конфликтов и любой мало-мальски серьезной критики недостатков или, тем более, пороков общества. Цель его — воспитание конформистского сознания нерассуждающего человека, апологета существующего порядка. Даже в тех случаях, когда в фильмах, книгах, телепостановках поднимаются злободневные политические и социальные проблемы, они никогда не затрагивают противоречий буржуазного общества. Являясь частью буржуазной «массовой культуры», в которой существуют разные художественные уровни, кич — выступает как аналогия конформизма, подмена реальности иллюзиями, манипулирование неразвитым сознанием.