ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ (символов теория) — агностическое по своей сути направление в теории познания, согласно которому ощущения и представления человека составляют не копии, не изображения действительных вещей и процессов природы, а условные знаки, символы, иероглифы. И. т. была выдвинута неокантианцами; ошибки в духе И. т. были допущены Г. В. Плехановым.
В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» подверг критике теорию иероглифов и показал, что эта теория, отрицая сходство ощущений с отображёнными в них объектами, представляет собой прямую уступку кантианству. «Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что „отображается“. »Условный знак“, символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, стр. 223). Защищая и развивая диалектико-материалистическую теорию отражения, В. И. Ленин показал, что отказ от понимания ощущений как образов объективной действительности, от признания того факта, что люди с помощью органов чувств познают объективные свойства вещей, «вносит некое недоверие к чувственности, недоверие к показаниям наших органов чувств» (там же) и приводит тем самым к сомнению в существовании материального мира. «Если ощущения не суть образы вещей, а только знаки или символы, не имеющие „никакого сходства“ с ними, то… подвергается некоторому сомнению существование внешних предметов, ибо знаки или символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам» (Ленин В. И., там же, стр. 222). Ленинская критика теории иероглифов имеет важнейшее значение для борьбы против современного иероглифизма, проповедуемого семантической и прочей реакционной империалистической философией.