Графика

ГРАФИКА (греч. graphike от grарhо — пишу, черчу, рисую) — вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения и познания явлений и предметов объективной действительности решаются с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла в графике являются линия, штрих, светотеневое пятно. Важную, но дополнительную роль играет цвет.

Способность передавать немногими выразительными средствами наиболее существенные, типические признаки явления или предмета сделало графику одним из наиболее эмоционально действенных, оперативных видов искусства (агитационный плакат, сатирический плакат и карикатура в творчестве В. Дени, А. Дейнеки, Кукрыниксов, О. Саэостюка, Б. Успенского).

Различается станковая, книжная, газетно-журнальная, промышленная и прикладная графика.

Станковая графика включает в себя произведения, имеющие самостоятельное художественное значение (тематическая композиция, портрет, пейзаж, натюрморт). Это рисунки или серии рисунков, а также эскизы, этюды, зарисовки с натуры. История изобразительного искусства знает имена выдающихся художников, давших замечательные образцы станковой графики (в русском и советском искусстве О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, М. Врубель, В. Серов, А. Бенуа, Е. Кибрик, Д. Шмаринов, О. Верейский). Преимущественное значение в станковой графике имеют акварель, гуашь, пастель. В станковой графике выделяется эстамп — графический оттиск с созданной художником печатной формы. Сюда относятся гравюры (офорт, гравюры на дереве, металле, линолеуме и т. п.) и литографии. Все виды эстампа, кроме монотипии, могут широко тиражироваться, не теряя при этом художественной равноценности экземпляров. В русском и советском искусстве широкую известность имеют произведения А. Агина, И. Шишкина, А. Остроумовой-Лебедевой и др.

Большое значение имеет книжная графика (иллюстрация) и художественное оформление книг и газетно-журнальной продукции. Подобные произведения не только истолковывают, но своими собственными художественно-изобразительными возможностями могут широко дополнять образный строй текста, помогая слову претвориться в конкретно-чувственный образ и этим усиливая эстетическое впечатление от произведения. Широко признаны имена таких мастеров книжной иллюстрации, как В. Лебедев, В. Фаворский, Е. Лансере, Кукрыниксы и др.

Особое место в графике занимает плакат, активно использующий, кроме основных выразительных средств графики, цвет и графические шрифты.

В промышленной и прикладной графике (киноплакат, этикетка, почтовая марка, товарный знак и т п.) большое художественное значение имеет экслибрис — книжный знак, создаваемый художником и нередко соединяющий в себе характеристику личности и склонностей владельца книг, направленность собрания библиотеки и т. п.

Многоцелевое использование графики во всех сферах человеческой деятельности постоянно расширяется, рождая диалектические связи как между различными видами графики (станковая гравюра — экслибрис), так и видами изобразительного искусства вообще. Это повышает идейно-эстетическое значение искусства графике, делает ее важным фактором в удовлетворении художественных запросов общества.