2. ВНЕШНЕЕ БЫТИЕ ИДЕИ

Поэтому все существующее истинно лишь постольку, поскольку оно является существованием идеи. Только идея есть истинно действительное начало. Явление истинно не потому, что оно обладает внутренним или внешним существованием и вообще является реальностью, а оно истинно лишь благодаря тому, что эта реальность соответствует понятию. Лишь при наличии этого соответствия существование обладает действительностью и истиной, и не в том субъективном смысле, что некое существование обнаруживается как соответствующее моим представлениям, а в том объективном значении, что «я» или внешний предмет, (поступок, событие, состояние реализуют в своей действительности само понятие. Если это тождество не осуществляется, то существующее есть явление, в котором вместо целостного понятия объективируется лишь какая-нибудь абстрактная его сторона, и эта сторона, поскольку она делается самостоятельной внутри себя и обособляется из (целостности и единства, может выродиться и противопоставить себя истинному понятию. Таким образом, лишь соразмерная понятию реальность есть истинная реальность, и она истинна потому, что в ней идея осуществляет сама себя.