ФАБУЛА (лат. fabula — басня, предание, повествование) — последовательность событий произведения в их логической причинно-следственной связи.
В античной традиции под фабулой подразумевалась повествовательная основа драматического произведения, случаи, почерпнутый из предания (Аристотель в этом смысле употребляет слово «миф»). В Новое время термин «фабула» объединяет по сути, два понятия: первое — жизненный или литературный материал художественного произведения, второе схема изображаемых событий. При изучении фабулы в первом значении встают вопросы о ее художественной переработке и воплощении в тексте, о различных жанровых и стилистических трансформациях одной фабулы в историческом развитии культуры.
Анализ второго аспекта термина ведет к разработке теории повествования. В конце XIX в. в качестве исходных единиц были предложены понятия «драматической ситуации» (Ж. Польти) и мотива (А. Н. Веселовский). Современные исследователи обычно используют как единицы фабулы более мелкие элементы функции (значащие поступки действующих лиц, ведущие к нарушению или изменению исходной ситуации). Если в максимально формализованных текстах (например, в фольклорных произведениях) число и порядок следования функций поддаются учету (для волшебной сказки, как показал В. Я. Пропп, их число равно 31), то в художественной литературе отсутствует к.-л. строгая регламентация. Но все же можно выделить наиболее общие, универсальные функции и принципы их сочетаний, характерные типы фабулы для определенных жанров одной эпохи.
Ряд ученых, опираясь на терминологическую традицию А Н. Веселовского, предлагает называть последовательность изображаемых событий сюжетом (отличая их конкретное воплощение в произведении от «сюжетной схемы»), а порядок, ход, мотивировку повествования о них фабулой.