ФОТОГРАФИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (фотоискусство) (от греч. phos — свет, grapho — пишу) — новый вид изобразительного искусства, в котором художественное восприятие действительности на двухмерной плоскости осуществляется при помощи фотографической техники такими изобразительно-выразительными средствами, как свет, цвет (тональность, колорит), формат, композиция, план, ракурс съемки.
Фотография, как технический способ фиксации изображения предметов на поверхности, возникнув в конце 30 — начале 40-х гг. XIX в. (открытие фотографического процесса получения и размножения светописного изображения принадлежит французскому изобретателю, художнику Ж. Даггеру и английскому ученому-физику В. Тальботу), в последующее время получила широкое распространение и применение в периодике, технике, науке и сразу же вторглась в сферу портретной и пейзажной живописи. Именно в портретном жанре происходит становление фотоискусства, которое осуществляется под прямым влиянием живописи и графики. Заимствование средств выразительности и технических приемов, имитация живописной фактуры, опора на опыт живописи, стремление избежать натуралистического копирования видимого мира, борьба с протокольной точностью фотоаппарата — все это характеризует ранний этап развития фотографии, когда создавались фотоснимки «под масляную живопись», «под карандашный или угольный рисунок», «под гравюру» и т. д.
Большое влияние на становление фотоискусства оказывали новейшие для того времени направления и стили в традиционных видах изобразительного искусства — «барбизонская школа», импрессионизм, а в России — достижения художников-передвижников, творчество Ф. Васильева, И. Левитана. Однако, несмотря на диктат традиционного понимания художественности, изобразительно-выразительных средств живописи, в творчестве художников-фотографов С. Л. Левицкого, Г. Надара, Г. Робинсона, А. О. Карелина, Л. Миссона, А. А. Лобикова и др. фотография утверждает свой статус и получает признание как своеобразный вид изобразительного искусства.
Рождение и успехи кинематографии, развитие полиграфии и фотографической техники способствовали выявлению художественных достоинств и специфики фотоискусства — ярко выраженной документальности, наглядности, конкретности. И если раньше на основе этих свойств фотографии отказывали вправе называться искусством или упрекали в грубом натурализме, то с развитием технической основы фотографии происходит осознание ее художественных возможностей: документальность фотографического изображения, т. е. точное, подлинное и непосредственное совпадение изображения и реальности, представляет собой специфическую и своеобразную особенность фотоискусства.
Художественное осмысление документальной формы воспроизведения жизни в фотоискусстве происходит в результате творческого процесса выбора объекта, сюжета, момента, точки и ракурса съемки и изготовления самого позитива, который выявляет художественное значение явления и выражает художественную оценку и позицию художника. Художественный образ фотоискусства, являя собой органический сплав документального и художественного, дает глубокое художественное обобщение существенного, характерного момента типических явлений действительности. Основными способами образного выражения содержания в фотографическом искусстве являются режиссерская организация материала перед фотообъективом, документальное изображение отдельных явлений реальности, обобщенное выбором наиболее типичного и композиционной организацией материала, и репортажная съемка, т. е. съемка без к.-л. вмешательства в происходящее перед фотообъективом, и компоновка материала в рамке видоискателя, предполагающая смену точки съемки, крупности планов и ракурсов. Последний способ является наиболее характерным для современного фотоискусства, т. к. он полнее раскрывает его художественные возможности. Важнейшими жанрами художественной фотографии являются — пейзаж, натюрморт, портрет, т. наз. жанровая (картины повседневной и бытовой жизни, фотоэтюды) и фоторепортаж.
Фотографическое искусство в настоящее время является составной частью художественной культуры общества. Оно стало не только средством эстетического освоения мира, но и играет заметную роль в духовной и общественной жизни общества. Буржуазное фотоискусство не избежало различных формалистических ухищрений, характерных для всей буржуазной художественной культуры в целом. Это нашло свое выражение в творчестве художников-формалистов в фотокартинах, которых изображение реальной действительности дается в виде беспредметной комбинации пятен, линий или в неузнаваемо деформированном виде (например фотографии Ман-Рея, Э. Жерни). Советское фотоискусство в лице таких больших мастеров художественной фотографии, как П. Оцуп, М Наппельбаум, А Штеренберг, С. Фридлянд, С. Иванов-Алилуев, А. Альперт, И. Шагин, К. Ракаускас и др., достигло больших успехов в художественном отражении действительности и жизни советских людей.