ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО в искусстве (лат. traditio — передача, предание и novator — обновитель) характеризуют наследование художественно-эстетических достижений и обогащение современной художественной культуры новыми ценностями. Традиции — опыт искусства, сохраняющий для современности значение художественного образца и обеспечивающий непрерывность его поступательного развития. Термин «традиция» нередко распространяется также на искусство исторических эпох и народов, творчество художников, чьи произведения, как уникальные в своей эстетической ценности памятники прошлого, ныне составляют неотъемлемую сторону духовной культуры общества (традиции греческой античности, древнерусского искусства; традиции П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского в музыке). Традиции составляют исторически сложившиеся художественно-эстетические принципы отражения действительности в искусстве (традиции критического реализма, социалистического реализма); целостные формально-содержательные структуры, несущие в себе наиболее ценные художественные достижения человечества (жанровые, родовые, видовые особенности искусства); изобразительно-выразительные средства, присущие специфическим формам искусства конкретного народа (образные решения, музыкально-ладовые особенности и т. п.), элементы, присущие художественным школам и направлениям (техника использования материала, построение композиции, стилевые особенности). Традиции передаются фольклорно: воспроизводимые элементы носят характер устойчивого, безличного канона (иногда в литературе канон и традицию не различают), либо в формах профессионального творчества, ориентированного на отбор традиций, помогающих решить творческие задачи. Всякий художник не может не исходить из предпосылок, подготовленных предшествующим развитием искусства .
Будучи средством осознания действительности, искусство так или иначе отражает жизнь, динамика которой опережает художественные традиции, узаконенные его предшествующим развитием. Стремление художника воплотить богатство и противоречия действительности с позиций современного ему эстетического идеала (см. Идеал эстетический) реализуется в постоянном творческом поиске новых тем, героев, конфликтов, необходимо требующих поиска новых способов адекватного образного выражения, художественных средств и решений. Другими словами, новаторство в искусстве обусловлено социально-историческими причинами. Однако здесь имеют значение и внутренние законы художественного развития, ибо обновление и изменение его содержания неотделимо от новаторства в области художественной формы. Новаторство проявляется в отражении искусством более высокого этапа общественной жизни, в открытии новых сторон и граней духовного мира человека, в развитии жанрового, видового, стилевого многообразия искусства . Поэтому история искусства не только история наследования традиций-образцов художественного постижения мира, одновременно она есть история их обогащения и прогрессивного развития (см. Прогресс в искусстве). Абсолютизация противоположности традиций и новаторства ведет либо к превращению традиций в мертвые приемы творчества, окаменевшие формализмы, либо к утверждению псевдоноваторства, полностью отрицающего и разрушающего традиции, следствием чего является обеднение и в итоге разрушение искусства (см. Модернизм).
Ленинское учение о критическом освоении классического наследия дает понимание соотношения традиций и новаторства в искусстве . Резко осудив идеологов Пролеткульта, пытавшихся вывести пролетарское искусство в стерильных условиях культурного вакуума, В. И . Ленин подчеркивал необходимость закономерного развития лучших традиций прошлого: «Красивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно «старое». Овладение традициями означает не только ознакомление с ними, но и превращение художественного, эстетического опыта человечества в необходимый момент собственного развития. Тем самым в свете ленинских идей проблема новаторства в истории искусства раскрывается «как момент связи, как момент развития с удержанием положительного». В этом процессе накапливаются художественно-эстетические ценности, возрастают возможности художественного освоения мира, постоянно кристаллизуются новые традиции (например, в искусстве XX в. появились новые жанры научно-художественной литературы, мюзикла в театре, зонг-оперы). Новаторским по своей сущности является искусство социалистического реализма. Вбирая в себя и вместе с тем творчески развивая прогрессивные достижения духовной куль туры человечества, оно утверждает полноту практической и духовной жизни человека-творца, созидающего мир и красоту. Диалектический характер взаимосвязи традиций и новаторства, осуществляемый в художественном творчестве, является проявлением существенной закономерности преемственного развития искусства. Знание традиций в искусстве помогает судить о степени художественно-эстетического богатства новых художественных явлений, позволяет сравнивать различные художественные явления по их вкладу в сокровищницу духовной культуры человечества.