Дать определение поэтического как такового или же описать, что вообще поэтично, — от этого с ужасом отворачиваются все, кому когда-либо доводилось писать о поэзии. И на самом деле, если начать говорить о поэзии как искусстве, не обсудив заранее, что вообще составляют содержание и способ представления искусства, то весьма затруднительно будет установить, в чем же следует искать подлинное существо поэтического. Но неудобство такого задания еще более возрастает, если исходить из индивидуальных особенностей отдельных поэтических созданий, желая на основе такого знакомства с ними высказать нечто всеобщее, что сохраняло бы свою значимость для самых различных родов и видов поэзии.
Так, например, самые разнородные вещи считаются стихотворениями. Если исходить из этого и спросить затем, на каком основании подобные сочинения могут считаться стихотворениями, то тотчас же возникает указанная трудность. По счастью, здесь мы можем избежать ее. А именно, с одной стороны, мы вообще не шли от отдельных явлений к всеобщему ПОНЯТИЮ, а, наоборот, стремились из понятия вывести его реальность. Поэтому и нельзя требовать, например, в нашей теперешней сфере, чтобы все, что обычно называется стихотворением, подходило под это понятие, коль скоро решение, является ли нечто действительно поэтическим созданием или нет, может заимствоваться только из самого понятия. С другой стороны, нам не нужно больше удовлетворять и требованию привести понятие поэтического, поскольку, чтобы выполнить эту задачу, мы вынуждены были бы повторить все то, что мы излагали уже в первой части, говоря о прекрасном и об идеале вообще. Ибо природа поэтического в целом совпадает с понятием художественно-прекрасного и художественного произведения вообще, поскольку поэтическая фантазия в своем творчестве не сужается со всех сторон и не распыляется в односторонних направлениях характером материала, в котором она предполагает воплотить себя, — как в изобразительных искусствах и в музыке, — но вообще должна подчиниться лишь существенным требованиям идеального и художественного изображения. Поэтому из многочисленных аспектов, которые можно здесь привести, я выделю лишь самое важное:
во-первых, в плане различия поэтического и прозаического отношения к миру,
во-вторых, относительно поэтического и прозаического произведения искусства; к этому мы хотим добавить,
в-третьих, некоторые замечания о творческой субъективности, о поэте.