Социология искусства

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА раздел эстетики, изучающий отношения между искусством и обществом. Искусство не существует само по себе, изолированно от воздействий общества. Художники, создающие произведения искусства, зависят, как и все остальные люди, от общественных отношений, существующих в данном обществе, от уровня развития производительных сил. Эта зависимость проявляется как в художественном отражении тех или иных общественных потребностей, так и в социально-экономическом положении самих художников. И судьба произведений, созданных художниками, во многом зависит от оценки, которую они получат со стороны общества.

Классики неоднократно подчеркивали определяющее влияние общественных условий на формирование художников, на содержание их произведений. В признании социально-экономической обусловленности искусства заключено одно из самых глубоких отличий марксистско-ленинской эстетики от других эстетических учений. История искусства свидетельствует о влиянии на развитие искусства буквально всех процессов, протекавших в общественной жизни,— усиления и ослабления религии, роста и спада политической активности, эволюции нравов и быта, развития научной мысли и технического прогресса.

С поразительной чуткостью и жадностью впитывало в себя искусство каждой эпохи все ее характерные черты, становясь истинным зеркалом своего времени. В то же время марксистско-ленинская эстетика отвергает фаталистический детерминизм вульгарных социологов, утверждавших жесткую зависимость развития искусства от социально-экономических факторов. Мы признаем наличие в историко-художественном процессе обстоятельств, приводящих к некоторой мере его самостоятельности. Именно на это обращал внимание Ф. Энгельс в известном письме к В. Боргиусу.

Искусство по сравнению с политикой, правом, моралью более отдалено от экономического базиса общества. На развитие искусства оказывает влияние не только состояние общественного бытия, но и состояние общественного сознания. В развитии искусства большую роль играют традиции, преемственность и связанные с ними соперничество художников, стремление к новаторству.

Художественные произведения, воспринятые людьми, оказывают влияние на их духовный мир, а тем самым и на все стороны общественного сознания. Особенно активно искусство воздействует на формирование политического и нравственного сознания, на формирование атеистического или религиозного мировоззрения. Через эти формы общественного сознания искусство влияет на практическую деятельность людей, на создание материальных и духовных ценностей, на преобразование природы и общества.

Воспринимая произведение искусства, каждый человек дает ему ту или иную оценку в зависимости от своего эстетического развития, в зависимости от своего эстетического вкуса. В середине XX в. оценка произведений искусства публикой, изучение художественных предпочтений публики стали предметом специальных социологических исследований. Наступил новый этап в развитии социологии искусства — этап широкого использования эмпирических методов.

Конкретные социологические исследования публики показали, что аудитория искусства весьма неоднородна. Формирование художественных вкусов зависит от целого ряда социально-демографических факторов: особенностей социальной группы, уровня образования, возраста, пола. Результаты исследований свидетельствуют о большой дифференциации вкусов даже внутри однородных социальных групп. Это объясняется сложностью процесса формирования эстетических взглядов. Жизнь людей — многофакторный процесс. И вкусовые предпочтения людей, принадлежащих к одному классу и даже к одной социальной группе, определяются еще целым рядом социально-психологических моментов: особенностями воспитания и формирования личности в конкретной социальной среде, совокупностью чувств, привычек, иллюзий, которые вырабатываются в деятельности людей, как непосредственное отражение конкретных условий воспитания.

Дальнейшее развитие социологических исследований публики позволит получить картину эстетической подготовленности различных слоев населения. А это необходимо для научной разработки теории и практики эстетического воспитания, для дальнейшего развития художественной культуры социалистического общества.