Ревизионизм в эстетике

РЕВИЗИОНИЗМ в эстетике — совокупность антимарксистских взглядов на литературу и искусство, на природу художественного творчества, на место искусства в жизни общества. Сложившийся в 50-х гг. ХХ в. среди определенной группы участников коммунистического движения, современный ревизионизм эволюционировал от ревизии эстетических принципов марксизма-ленинизма к прямому политическому ренегатству и капитуляции перед буржуазной идеологией. Подобно тому как в политике Р. означает отступничество от принципов революционного марксизма, идеализацию буржуазной демократии и преклонение перед буржуазной идеологией, в эстетике он выражается в отказе от основополагающих идей марксистско-ленинского учения об искусстве, от принципов эстетики социалистического реализма.

Современный ревизионизм открещивается от реализма, отстаивает концепции антиреалистического мифотворчества и модернистского искусства, выступает против социалистической ориентации в художественном творчестве. Его капитулянтская сущность ярко обнаруживается в борьбе против ленинской теории отражения и принципа партийности искусства. Современный ревизионизм в эстетике, наиболее полно представленный в 60—70-х гг. в выступлениях Л. Лефевра, Р Гароди, Э. Фишера, проповедует концепции деидеологизации и дегносеологизации искусства, отрицает наличие в искусстве идеологической направленности и познавательного содержания. Выступая против эстетики социалистического реализма, как якобы догматической доктрины, он, по существу отвергает марксистско-ленинскую эстетику в целом, утверждает, будто марксистско-ленинской эстетики вообще не существует, что классики марксизма-ленинизма оставили отдельные суждения и высказывания об искусстве, но не создали эстетического учения. Ревизионизм не только отвергает наличие сложившейся в марксизме-ленинизме эстетической теории (Фишер, Гароди), но и самую возможность ее построения (Лефевр). Утверждая, будто марксизм-ленинизм оказался не в состоянии ответить на вопросы, поставленные ходом развития искусства в XX в., ревизионизм полностью смыкается с современным антимарксизмом, с концепциями буржуазной эстетики, эпигоном которой он по существу и является. Ревизионистские концепции в искусстве были подвергнуты основательной аргументированной критике в марксистской эстетической литературе, и непримиримость по отношению к ним является важной составной частью современной идеологической борьбы.