РЕАЛИЗМ (средневековый) (позднелат. realis — вещественный, от лат. res — вещь) — направление в средневековой схоластической философии, противостоявшее номинализму, который исходил из того, что общие понятия являются лишь именами единичных вещей. Различаются крайние и уморенные «реалисты». Крайние «реалисты» утверждали, что «универсалии» (общие понятия) существуют реально — в виде самостоятельных духовных сущностей или прообразов, предшествующих отдельным единичным вещам. Исторически и логически корни подобных идеалистических воззрений идут от философии Платона с её потусторонним миром идей — архитипов. Наиболее видными представителями крайнего реализма были средневековые схоласты Иоанн Скот Эриугена (810—877) и Ансельм Кентерберийский (1033— 1109). По учению представителя умеренных реалистов Фомы Аквинского, общие понятия существуют до отдельных вещей лишь в мышлении бога; в самих вещах они выступают как общее в предмете (аналогично аристотелевским «формам»); после вещей универсалии суть общие понятия, созданные человеческим мышлением. В столкновении номинализма с реализмом, в теолого-схоластических спорах вырисовывались последовавшая в дальнейшем борьба опытного знания против богословского рационализма, тенденции борьбы материализма с идеализмом.
Крайний реализм не поддерживался ортодоксальным католичеством, ибо он вёл к пантеизму, к отрицанию догмата троичности бога, к опасному для церковных «принципов» рационализму. Поэтому учение Эриугены подвергалось преследованию со стороны папства и соборов. Однако в целом в своих умеренных формах реализм служил одной из опор католического мракобесия. Номинализм, выражая оппозиционные настроения, нередко выступал в форме прямого протеста против церкви и её учения. Элементы реализма свойственны многим системам философского идеализма; схоластико-идеалистические идеи реализма протаскиваются буржуазной философией эпохи империализма (напр., неотомизм, холизм и др.).