ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ в искусстве — свойство художественного отражения, проявляющееся в сходстве, подобии отражения и отражаемого, позволяющее говорить об адекватности, истинности отражения.
Изобразительность и выразительность — соотносимые понятия, характеризующие особенности отражения действительности в искусстве, специфику художественного образа. Одно без другого не существует. Поэтому традиционное деление искусств на изобразительные и выразительные неточно. Нет искусств, которые бы только изображали, ничего не выражая, или только выражали, ничего не изображая. Правда, роль чувственно-конкретного сходства с отдельными явлениями предметного мира в различных искусствах неодинакова. В изобразительных искусствах она является основой художественного отражения жизни, но в т. наз. выразительных искусствах (архитектура, музыка, поэтическая лирика, бессюжетный танец, неизобразительный орнамент и т. п.) роль эта частная и подчиненная. Изображение, однако, не сводится к чувственно-конкретному (видимому или слышимому) сходству с отдельными предметными явлениями, значение его шире, оно охватывает также подобие произведения искусства образу жизни и эстетическому идеалу людей (как в архитектуре), человеческим переживаниям,
развитию эмоций и процессов действительности (как в музыке) и т. д. На основе изобразительности возникает идейно-эмоциональное, выразительно-смысловое значение художественного образа, которое в искусстве не может быть воплощено и реализовано вне и помимо изображения.
Эстетика модернизма искажает роль и соотношение изобразительности и выразительности. Деформация изображения и субъективизм выражения взаимно дополняют друг друга, выступая как средство разрыва искусства с истиной. Это типично для таких направлений, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм. Абстракционизм вообще отрицает изобразительность и абсолютизирует выразительность. Но оторванное от изображения выражение также становится мнимым, чисто субъективным. Псевдореалистические модернистские течения (гиперреализм, фотореализм), наоборот, абсолютизируют и гипертрофируют изображение, отказываясь от выражения, поп-арт подменяет изображение реальными предметами. Все это ведет к разрушению искусства.
Реалистическое отражение жизни осуществляется в единстве изобразительности и выразительности. При этом изображение не тождественно копированию реальности, а выражение — субъективистскому произволу. Чувственное правдоподобие — основа искусства. Отдельные отступления от него (гипербола или гротеск) представляют исключения. Выражение проявляется не в искажении изображения, а в нем самом, как его сущность.
Их единство заключено также в том, что все технические приемы и средства, с помощью которых конструируется целостная художественная форма, являются одновременно изобразительными и выразительными. Так, в живописи цвет и свет, линия и форма, ритмические и композиционные закономерности имеют изначально изобразительную природу, служат видимому воспроизведению явлений предметного мира. Именно в связи с изображением конкретных предметов, имеющих то или иное значение в человеческой жизни, цвета могут казаться тяжелыми или легкими, холодными или теплыми, радостными или мрачными, линии — острыми или мягкими, напряженными, плавными и т. д. На основе предметно-изобразительного значения могут возникать те или иные красочные сочетания или ритмические образования, производящие эмоциональное воздействие.
Реализм в искусстве основан на истине, как чувственного восприятия, так и осмысления и эмоционального постижения мира, т е. на взаимопроникновении изобразительности и выразительности.