МАНЕРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (фр. maniere — способ, прием, образ действия или свойство) — способ художественно- эстетического творчества, концентрированное выражение характерных особенностей художника, а также ряда мастеров определенного направления, художественной традиции, национальной школы.
В художественной манере отражаются наиболее явные, содержательно-формальные черты мастера, отличающие его творческую индивидуальность. В отличие от более глубокой, сущностной характеристики художника, проявляющейся в стиле, художественная манера отмечает преимущественно внешние черты, отдельные стороны оригинальности, приемы работы. Художественная манера мастера может резко меняться в соответствии с его творческими увлечениями. Так, работы Пикассо «голубого» и «розового» периода по художественной манере несопоставимы с образной характеристикой «Герники». Художник, не имеющий собственной манеры, не создает новых оригинальных ценностей в искусстве. Однако сама по себе, вне связи с определенным стилем, манера приводит художника к самокопированию, к манерности. Художественная манера отражает процессы становления творческой индивидуальности, оригинальности мастера. Так, художественная манера А.С. Грина, создавшего вымышленный мир благородных чудаков, необычных событий, возвышенных чувств, отличает своеобразное умение сочетать отвлеченный образ-символ, несущий романтический идеал, с конкретными, точными, достоверными деталями («Алые паруса», «Бегущая по волнам»).
Общую художественную манеру имеют соавторы, участники творческого коллектива, хотя каждый вносит в нее свой вклад (например, Кукрыниксы или Ильф и Петров). Единство общих черт характеризует художественную манеру: представителей определенного течения, школы в искусстве. При этом каждый из них имеет также и индивидуально неповторимую авторскую манеру творчества.