ЦЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ — термин, служащий для обозначения объекта эстетического отношения в его положительном значении. Различие между концепциями эстетической ценности заключается в том, как понимается ее источник, основа, сущность. Это или бог (Фома Аквинский, неотомизм), идея (Платон, Гегель), чувства человека (Д. Сантаяна, Д. Дьюи), «ирреальное» (Н. Гартман), природная закономерность (Э. Бёрк, У. Хогарт), антропологически понимаемая сущность человека (Д. Фейербах), или же общественные отношения, формирующиеся в процессе общественно-исторической практики.
Эстетическая ценность обладает объективностью в двух отношениях, во-первых, она представляет собой некоторые предметы, вещи, явления с определенными свойствами, во-вторых, она имеет определенное объективное значение для человека и общества. Освоение эстетической ценности осуществляется в процессе оценки, включенной в эстетическое переживание, вкус, идеал. Соответствие эстетической оценки эстетической ценности определяет истинность эстетического суждения. Эстетические ценности могут создаваться в различных видах человеческой деятельности, поскольку в них проявляется творчество «также и по законам красоты» (К. Маркс). Особым типом эстетической ценности является художественная ценность.
Эстетическая ценность взаимосвязана с другими ценностями материальными и духовными. Ее специфика проявляется в особенностях структуры и содержания эстетической ценности «пересекается» с материально-практическими ценностями в той мере, в какой последние объединяют потребности личности и общества и выражают высшую целесообразность. На этой основе и существует взаимопроникновение их и эстетической ценности в высококачественных продуктах производственного и художественного труда (архитектура, прикладное искусство,дизайн). В то же время Эстетическая ценность противостоит таким утилитарным ценностям, которые имеют узко потребительский характер и эгоистическую направленность, ибо эстетическое отношение характеризуется тем, что оно является областью высших интересов личности и в этом смысле бескорыстно. В отличие от таких духовных ценностей, как нравственные, общественно-политические, познавательные, религиозные, в эстетической ценности очень большую роль играет форма. Важность формы обусловлена особенностями ее содержания эстетическая ценность воплощает в себе множество различных значений: психофизиологическое значение для органов чувств человека, значения, связанные с сущностью человеческого труда, с различными общественными отношениями; значения для познания, самопознания, для воспитания и самовоспитания, для ценностной ориентации, для общения между людьми, как стимул творческой активности, для наслаждения. Все эти значения объединены в единый комплекс, своеобразный у каждого конкретного явления. Неповторимые особенности формы явления и дают возможность соединять, объединять, запечатлевать неповторимые, уникальные комплексы различных значений эстетической ценности. Сущность эстетической ценности — утверждение человека в действительности, проявление свободного развития и развития свободы человека и общества. По словам Ф. Энгельса, «каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе» эстетические ценности — вехи на этом пути.
Обладая своей спецификой, эстетическая ценность не автономна по отношению к другим ценностям. На основе ее общности с другими духовными ценностями образуются эстетико-нравственные, эстетико-политические, эстетико-познавательные ценности, когда гуманистичность, целесообразность и свобода, лежащие в основе всякой подлинной ценности, находят свое выражение и воплощение в конкретно-чувственной форме. Одно из назначений искусства и состоит в том, чтобы обнаружить эстетическое начало в различных общественных отношениях и объединять нравственные и общественно-политические ценности с ценностью эстетической.
Эстетическая ценность имеет различные формы проявления, фиксируемые эстетическими категориями. Прекрасное есть основная эстетическая ценность, ее эталон. Разновидностью эстетической ценности является и возвышенное. Если прекрасное и возвышенное представляют собой прямое воплощение эстетической ценности, то безобразное и низменное — ее антиподы, они относятся к эстетическим антиценностям, т. е. к объекту эстетического отношения, имеющему отрицательное ценностное значение. Трагическое и комическое образуются в результате сложного переплетения сил, возникающих в противоречии эстетической ценности с эстетической антиценностью. Трагическое с аксиологической точки зрения можно рассматривать, как утверждение ценности явления, которое гибнет или страдает в противоборстве с враждебными ему силами. Комическое же — это саморазоблачение явлений и людей, обнаружение их подлинного значения, которое оказывается ничтожеством, антиценностью, контрастирующей с действительной эстетической ценностью. Т. о., комическое утверждение эстетической ценности через отрицание ее отрицания.
Благодаря своей универсальности эстетическая ценность через искусство и вне его играет особую роль в формировании социальных качеств личности, приобщая человека не только к различным общностям людей, общественным группам и коллективам, но и к человечеству, к «родовой сущности человека» (К. Маркс), и поэтому вызывает при своем восприятии и создании высшее человеческое наслаждение — ощущение «счастья быть человеком» (Г. Успенский).