Апперцепция

АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической жизни человека, в свою очередь являющихся результатом воздействия на него внешнего мира. Отражение человеком объективной действительности не есть зеркально-мёртвое отображение, а живой диалектический процесс, включающий в себя деятельность человека, тесно связанный с его потребностями и интересами. Всякое восприятие предполагает определённое понимание или осмысливание предметов, включение нового восприятия их в состав прежнего опыта, что и находит своё выражение в апперцепции.
Различают устойчивую и временную стороны апперцепции.
Первая зависит от интересов, мировоззрения, образования, психического склада человека, вторая определяется его психическим состоянием в момент восприятия (настроением, ожиданием и т. п.). В каждом конкретном процессе восприятия находит своё выражение как устойчивая, так и временная апперцепция человека. В идеалистической философии и психологии апперцепция ложно понимается как проявление внутренней активности «души» или как метафизический источник единства сознания. Такое идеалистическое извращение в понимании апперцепции свойственно многим современным психологам, в частности т. н. гештальтпсихологии с её метафизическим понятием «структурной целостности психики» как некой изначальной сущности, будто бы организующей процесс восприятия. Такое понимание апперцепции не имеет ничего общего с научной психологией, для которой апперцепция является проявлением свойства мозга, отражающего объективные закономерности, раскрываемые человеком в процессе его деятельности; единство и целостность сознания отражают единство и целостность не только познающего человека, но, прежде всего, единство и целостность объективного мира. С психофизиологической стороны апперцепция может быть понята как результат системной деятельности коры головного мозга, создающейся под влиянием не только наличных раздражений, но и предшествующих воздействий на мозг, в силу чего и возникает влияние этих прежних воздействий на новые раздражения, а также избирательность восприятия.
Трансцендентальная апперцепция в философии Канта — идеалистическое понятие, противоположное научному пониманию апперцепции как результата воздействия на человека предметов внешнего мира. Трансцендентальная апперцепция служит Канту для «обоснования» ложного воззрения, согласно которому некое необъяснимое изначальное единство и постоянство сознания познающего субъекта составляет основу единства опыта и познания. Марксистский философский материализм опроверг это субъективное идеалистическое лжеучение, доказав, что в основе единства опыта и познания лежит материальное единство мира, отражаемое в процессе познания: «…выведение порядка и необходимости природы не из внешнего объективного мира, а из сознания, из разума, из логики и т. п. не только отрывает человеческий разум от природы, не только противопоставляет первый второй, но делает природу частью разума, вместо того, чтобы разум считать частичкой природы» (Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, стр. 142).