Атрибут

АТРИБУТ (лат. attributum) — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета или явления, в отличие от случайных, преходящих его состояний, или акциденций. Еще Аристотель различал свойства, тесно связанные с самим существованием предмета, и случайные его состояния. В средневековой схоластической философии центральное место занимали софистические рассуждения о т. н. атрибутах бога, и поныне повторяемые католическими служителями — неотомистами (см. Неотомизм). В борьбе двух лагерей — материализма и идеализма — в философии 17—18 вв. важное место занимал вопрос об атрибутах субстанции. Декарт, признавая существование двух самостоятельных субстанций—души и тела,— считал атрибут первой— мышление, второй — протяжённость. Материалистическую трактовку понятия атрибуту дал Спиноза, согласно которой протяжённость и мышление — атрибуты не двух самостоятельных, а единой материальной субстанции. Английский материалист Толанд и французские материалисты 18 в. сделали шаг вперёд по сравнению со Спинозой, провозгласив движение атрибута материи наряду с протяжением, однако движение они понимали лишь как механическое перемещение. Диалектический материализм признаёт движение,— понимая его не только как механическое перемещение, но и как развитие и изменение вообще,— главными неотъемлемым всеобщим свойством, т. е. атрибутом материи. «Движение,— писал Энгельс,— рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1949, стр. 44).