АКАДЕМИЗМ (от греч. akademos — мифический герой) — направление в изобразительном искусстве, характерное для европейских художественных школ XVI— XIX вв. Академизм возник в Италии. Первые его постулаты связаны с организованной братьями Карраччи в Болонье «Академией вступивших на правильный путь» (около 1585 г.).
Идеи и принципы, сформулированные художниками Болонской школы, легли в основу создания и функционирования академий многих стран (Парижской, Петербургской и др.), сыгравших положительную роль в художественной жизни этих стран. Они давали широкое образование, хорошо в них было поставлено преподавание техники рисунка, лепки, привлекались талантливые художники. Однако, вследствие утраты творческого начала, они позднее становятся тормозом прогрессивного развития искусства.
Академизм предлагает принять за образец, эталон выхолощенные идеалы и принципы искусства прошлых эпох (античности и Высокого Возрождения), требует от художников неукоснительного следования внешним формам классического искусства. Провозглашаются признанные неизменными каноны, искусственно извлеченные из художественной практики великих мастеров. Отсюда догматизм, ограниченность тематики, строгие рамки правил и предписаний, оторванность от актуальных проблем.
Сюжеты, заимствованные из библии, античной мифологии, древней истории, лишены признаков современности и национального своеобразия. Представители консервативного академизма вели непримиримую борьбу с другими художественными школами и течениями, не признавали многих великих художников, творчество которых не укладывалось в прокрустово ложе академизма. В XIX в. они насаждали казенное, далекое от жизни, эпигонское искусство элиты. Условность форм, рисунка, колорита, композиции, неестественные, театральные позы, жесты — таковы стилистические признаки академического искусства (Ф. Бруни, Ш. Лебрен, Г. И. Семирадский, поздние работы Д. Энгра, скульпторы А. Канова, Б. Торвальдсен). Российская Академия художеств середины XIX в. также преимущественно поощряла академизм.
Первые медали присуждались только картинам на мифологические и библейские сюжеты, соответствующие рутинным канонам академизма, что вызвало резкий протест группы художников («передвижников») Петербургской Академии художеств во главе с И. Н. Крамским.