КИНЕМАТОГРАФ (от греч. kinema — движение, grapho — пишу), возникший в конце XIX в. (годом рождения кино принято считать 1898 г., когда в Париже в кафе братьев Люмьер были впервые продемонстрированы кадры движущейся фотографии — прообраз будущего искусства кино), долгое время считался техническим аттракционом, служащим для развлечения. В начале XX в. стали появляться игровые художественные фильмы. Первоначально кинематограф был немым, незвуковым, содержание кинофильмов излагалось в надписях, их демонстрация сопровождалась, как правило, музыкой специально нанимаемых кинотеатрами для этой цели аккомпаниаторов — таперов. В общем потоке кинопродукции, подавляющее большинство которой составляли приключенческие фильмы, сентиментальные истории, мелодрамы, картины псевдоисторического содержания, эксцентрические кинокомедии, начинают появляться и серьезные работы на добротной литературной основе, в том числе экранизация классиков. Выдвигается ряд больших мастеров: Д. Гриффит, Ч. Чаплин в США, М. Линдер во Франции, Я. Протазанов, С. Эйзенштейн в России.
С возникновением звукового кино (конец 20-х — начало 30-х гг.) отчетливо стал выявляться коллективный характер кинотворчества, синтетическая природа киноискусства. Усиливается роль первоосновы фильма — литературного киносценария. Художник выстраивает единую изобразительную панораму фильма, композитор при помощи музыки выявляет эмоциональный строй фильма, ритмически подчеркивает характер действия. Возрастает и роль кинооператора: он разрабатывает композицию как кинофильма в целом, так и его отдельных кадров, вместе с режиссером определяет характер съемки (ускоренная или замедленная), использование различных планов (крупного, общего, среднего), дает портретную характеристику героев фильма. Большие требования предъявляются и к киноактерам: от их мастерства в значительной степени зависит общий художественный уровень фильма. На особое место выдвигается фигура кинорежиссера — руководителя и организатора творческого процесса и, по существу, главного автора фильма. Он определяет идейно-художественный строй фильма, направляет работу кинооператоров, художников, композиторов, актеров. Именно открытия в кинорежиссуре (Д. Гриффит считается в истории кино создателем крупного плана, С. Эйзенштейн — монтажа) определяли характер развития кинематографа.
Своеобразие кино, как вида искусства, состоит и в том, что оно тесно связано с развитием техники. Однако технические изобретения сами по себе, механически, никогда не обеспечивали появления искусства. Так, кадр в качестве технической основы кинообраза представляет собой всего лишь снимок на кинопленке, на котором зафиксирована одна из фаз движения или статического положения объектов съемки. Однако художник, вооруженный кинокамерой, отражает в кадре не только границы видимого пространства, но сообразно идее фильма и художественным задачам, стоящим перед ним, строит композицию кадра, находит необходимый характер тонального и колористического решения, ракурс, с которого надлежит снять данный кадр. Точно так же и монтаж менее всего напоминает техническое действие (хотя он прежде всего является таковым) соединения отснятых кадров; он являет собой сложный творческий процесс по отбору соединению во временной, идейно-эмоциональной последовательности имеющегося киноматериала — процесс, в котором наибольшей силой выявляется уровень художественного мышления создателя фильма.
Развитие техники постоянно расширяет возможность кинематографа; так, в наше время фильмы снимаются не только для демонстрации на обычном экране, существует широкоформатное кино, стереофильм. В недалеком будущем вполне возможно появление голографического кино. Разнообразие кинопродукции диктует и появление высокоорганизованной технической базы, необходимой для создания и демонстрации фильмов: вследствие этого кинематограф становится особой отраслью промышленности и торговли. В развитых странах киноиндустрия сосредоточивается в руках многополитического капитала, который, исходя из идеологических и коммерческих соображений, стремится превратить кинематограф в средство пропаганды буржуазных идей. Прогрессивные кинематографисты мира противостоят этим тенденциям, утверждая в своих произведениях гуманизм, передовые общественные идеалы.
Современный кинематограф дифференцируется на три основных вида: художественная (игровая) кинематография, воплощающая средствами исполнительского искусства произведения кинодраматургии художественной прозы, театральной драматургии; документальная кинематография — особый вид образной публицистики, запечатленный непосредственно на кинопленку (к этому виду примыкает и научно-популярная кинематография, использующая возможности документального кино для пропаганды научных знаний) ; мультипликационная кинематография, где образы создаются съемкой неподвижных последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или кукольных (объемная мультипликация) персонажей.
Искусство кино характеризуется также большим разнообразием жанров (кинодрама, киноповесть, кинокомедия, музыкальная комедия — в художественном кинематографе, мультфильм, кукольный фильм — в мультипликационном кино, репортаж — в документальном и т. д.). В отличие от ранних этапов развития кино, когда жанры четко разграничивались, в современном кино выявляется тенденция к их сближению, слиянию, взаимопроникновению.
История мирового кино свидетельствует о последовательном совершенствовании этого вида искусства, усилении его художественного воздействия на массы. В 30-е гг., используя возможности звукового кино, прогрессивные кинематографисты Ч. Чаплин, Р. Клер вели борьбу за утверждение реализма в искусстве. В послевоенном кино национальные кинематографии внесли свой вклад в развитие мирового киноискусства. Одними из самых значительных в этом плане являются достижения итальянского киноискусства 40-х — первой половины 50-х гг., связанные с развитием неореалистического направления. В центре внимания мастеров неореализма (Р. Росселини, П. Джерми, Л. Висконти, В. де Сика, Дж. де Сантис) жизнь трудового народа, простого человека в трудных условиях послевоенной Италии. В мировом киноискусстве выделяются также лучшие фильмы т. наз. «новой волны» во Франции (Ж. Трюффо) конца 50-х — начала 60-х гг., отдельных прогрессивных мастеров кино США (С. Креймер), Японии (А. Куросава) и др.