ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole — преувеличение) — стилистический художественный прием, представляющий собой вид тропа, при котором используемые для характеристики данного явления слово или группа слов приписывают этому явлению свойства невероятные, невозможные, крайне преувеличенные. Эти свойства могут иметь положительное или отрицательное значение, вызывать положительную или отрицательную эмоциональную реакцию, следовательно, использоваться в различных целях возвышения или принижения объекта, как в сатире, широко использующей гиперболу. Гиперболизации могут подвергаться самые различные признаки: «лицо, круглое, как луна», «бесчувственный, как пень», «волчий аппетит», «щеки пылают огнем» и т. п.
Гиперболой является одним из важнейших средств создания художественного образа. С помощью гиперболы достигается эмоциональная выразительность художественного обобщения. Так, В. Маяковский пишет: «В сто сорок солнц закат пылал…» Аналогичное встречается у Н. Гоголя при характеристике украинской ночи, Днепра и т. д. «Редкая птица долетит до середины Днепра»,— восклицает писатель. Гипербола встречается также в музыкальном искусстве, в живописи, в киноискусстве и т. д.