Эклектика

ЭКЛЕКТИКА в искусстве (от греч. eklego — выбираю) — неоднородность художественных признаков, проявляющаяся в одном либо в ряде связанных между собой произведений искусства. Подобная неоднородность отмечается в процессе развития искусства, когда параллельно существуют несколько стилевых направлений, школ, соперничающих между собой. Особенно отчетливо эклектика отражается в городской архитектуре, где на одной территории соседствуют здания разных эпох и стилей. Их сочетание придает своеобразие облику города. Таков, например, в Москве проспект Калинина, включающий и здания старого зодчества, и современный архитектурный комплекс. В переломные эпохи черты эклектики выступают как отражение в искусстве дисгармонии новых идей, актуального содержания и старой формы, черт нового стиля. Так, римские авторы создавали эклектические переделки знаменитых драматургов Древней Греции, внося в них лишь некоторые новые элементы. Черты эклектики сопутствуют переходным процессам в творчестве художника когда он идет от подражания образцам к собственной художественной манере, стилю.

Иногда возникновение эклектики как результат произвола мастера, нарушение закономерностей художественного творчества приводит к появлению произведений, не являющихся оригинальными художественными ценностями. Это положение сказывается в период господства буржуазных вкусов в сфере создания, распространения и потребления искусства. Талантливые мастера вынуждены прибегать к эклектическим соединениям элементов, стилей часто в ущерб требованиям вкуса, по капризам богатых заказчиков. Это приводит к появлению продукции псевдоискусства, где эклектика становится приемом и принципом смены одних модных сенсаций другими в целях наживы. Изделия кича, поп-арта потакают неразвитым вкусам потребителя. Эклектика становится в этих условиях откровенным методом западного искусства.