Если взглянуть на путь, пройденный нами при описании развития отдельных искусств, то начали мы с архитектуры. Архитектура была самым несовершенным искусством. Мы нашли, что она не в состоянии дать соразмерное воплощение духовного в тяжелой материи, которой она овладевает как своей чувственной стихией, формируя ее по законам тяжести. Мы должны были ограничить назначение архитектуры тем, что она, черпая из духа, подготовляет для духа в его живом действительном существовании внешнюю среду, адекватную требованиям искусства.
Напротив, скульптура сделала своим предметом само духовное, однако не как отдельный характер, не как субъективный внутренний мир души, а как свободную индивидуальность. Последняя не отделяется ни от субстанциального содержания, ни от телесного проявления духовного, но в качестве индивидуальности вступает в изображение лишь в такой мере, в какой это требуется для индивидуального оживления существенного в самом себе содержания, и в качестве духовного начала лишь настолько проникает телесные формы, насколько это допускает нерасторжимое в себе единство духа и его природного образа, соответствующего ему. Это необходимое для скульптуры тождество духа, сущего для себя в своем телесном организме, а не в стихии своей внутренней жизни, — это тождество ставит перед данным искусством следующую задачу. Сохраняя еще в качестве материала тяжелую материю, оно не должно формировать ее образ по законам тяготения в виде неорганической среды, как это делает архитектура, а должно придать этому образу форму классической красоты, адекватной духу и его идеальной пластике.
Если скульптура оказалась в этом отношении особенно подходящей для того, чтобы сделать живым в произведениях искусства содержание и способ выражения классической художественной формы, в то время как архитектура, какое бы содержание она ни воплощала, по своему способу изображения не вышла за пределы основного типа символического обозначения, то, в-третьих, с живописью мы вступаем в сферу романтического. Ибо хотя в живописи средством, благодаря которому раскрывается внутреннее начало, является еще внешний облик, но это внутреннее представляет собой идеальную, особенную субъективность, душу, возвратившуюся в себя из своего телесного существования, субъективные страсть и чувство характера и сердца, которые не изливаются больше целиком во внешнем облике, но отражают в нем именно внутреннее для-себя-бытие и занятость духа сферой собственных состояний, целей и действий.
Вследствие этого внутреннего характера своего содержания живопись не может удовлетвориться ни сформированной по законам тяжести материей, ни материей, постигаемой лишь в ее облике и недифференцированной, но в качестве чувственного средства выражения может избрать себе лишь видимость, и притом цветовую видимость материи. Однако даже тогда, когда искусство живописи превращается в магию колорита, в которой объективное как бы начинает исчезать и воздействие совершается почти уже через что-то нематериальное, даже тогда цвет призван лишь сделать видимыми пространственные формы и фигуры как наличные в живой действительности. Как бы живопись ни двигалась к более идеальной свободе видимости, которая не связана больше с образом как таковым, но в собственной стихии сама по себе может отдаться игре сияний и отблесков, волшебству светотени, все же эта магия красок носит пространственный характер, представляя собой внеположно сущую и потому устойчивую видимость.
- Если внутреннее начало должно в самом себе обнаружиться в качестве субъективной внутренней жизни, как это имеет место уже в принципе живописи, то подлинно соответствующий материал не должен обладать сам по себе устойчивостью. Тем самым мы получаем такой способ выражения и сообщения, в чувственном элементе которого объективность не выступает как пространственный образ, чтобы удержаться в нем, и мы нуждаемся в материале, устойчивом в своем бытии для другого и вновь исчезающем в самом своем возникновении и существовании. Это устранение не только одного пространственного измерения, но и всей пространственности вообще, это полное сосредоточение в субъективности как с внутренней, так и с внешней стороны создает второе романтическое искусство — музыку. В этом отношении она представляет собой подлинное средоточие того изображения, которое делает как своим содержанием, так и своей формой субъективное как таковое. Будучи искусством, музыка хотя и сообщает и внутреннем мире, но в самой своей объективности остается субъективной. В отличие от изобразительного искусства она не допускает, чтобы выражение, к которому она стремится, стало свободным и пришло к покоящемуся в себе существованию, но снимает его как нечто объективное и не позволяет внешнему противопоставить себя нам и приобрести прочное бытие в качестве внешнего.Но поскольку снятие пространственной объективности как изобразительного средства есть уход от нее, как это происходит еще в чувственной пространственности самих изобразительных искусств, то это отрицание должно совершенно так же проявиться в материальности, покоившейся до сих пор сама по себе, как живопись в своей области свела пространственные измерения скульптуры к плоскости. Поэтому снятие пространственности заключается здесь лишь в том, что определенный чувственный материал устраняет свою покоящуюся внеположность и приходит в движение, начиная колебаться в себе так, что каждая часть связного тела не только меняет свое место, но также стремится вернуться в прежнее состояние. Результат этого вибрирующего колебания есть звук, материал музыки.Со звуком музыка покидает стихию внешней формы и ее наглядной видимости, поэтому для восприятия ее произведений необходим другой субъективный орган — слух; подобно зрению, он принадлежит не к практическим, а к теоретическим чувствам и носит даже еще более идеальный характер, чем зрение. Ибо хотя спокойное, бесстрастное созерцание художественных произведений и позволяет спокойно существовать предметам самим по себе, как они даны, не стремясь уничтожить их каким-либо образом, но то, что оно постигает, не есть нечто идеально положенное внутри себя самого, а, напротив, представляет собой нечто сохраненное в своем чувственном существовании. Ухо же, не обращаясь к объектам практически, воспринимает результат указанной внутренней вибрации тела, благодаря которой обнаруживается уже не покоящаяся материальная форма, а первоначальная, более идеальная душевная стихия. Но, далее, так как отрицательность, к которой переходит здесь колеблющийся материал, является устранением пространственного состояния, в свою очередь вновь устраняемого реакцией тела, то проявление этого двоякого отрицания, звук, представляет собой нечто внешнее, которое в своем возникновении вновь уничтожается самим своим существованием и исчезает в самом себе. Благодаря этому двойному отрицанию внешнего, лежащему в основе звука, звук соответствует внутренней субъективности, причем звучание, в себе и для себя нечто более идеальное, чем сама по себе реально существующая телесность, поступается также этим реальным существованием и тем самым становится адекватным выражением внутреннего начала.
- Если же мы, наоборот, спросим, чем должно быть внутреннее начало, чтобы со своей стороны быть адекватным звучанию, то мы уже видели, что взятый сам по себе, как реальная объективность, звук, в противоположность материалу изобразительных искусств, есть нечто совершенно абстрактное. Камень и колорит принимают в себя формы обширного, многообразного мира предметов и изображают их согласно их действительному бытию; звукам это недоступно. Поэтому для музыкального выражения подходит только внутренний мир, совершенно лишенный объектов, абстрактная субъективность как таковая. Это — наше совершенно пустое «я», самобытие без какого-либо дальнейшего содержания. Поэтому главная задача музыки будет состоять в том, чтобы в звуках выразилась не сама предметность, а, наоборот, тот способ, каким движется внутри себя сокровеннейшее самобытие в его субъективности и идеальной душе.
- То же самое касается и воздействия музыки. Она притязает на крайнюю субъективную проникновенность как таковую; она — искусство чувства, которое непосредственно обращается к самому чувству. Например, живопись, как мы видели, также может выражать в лицах и фигурах внутреннюю жизнь и побуждения, настроения и страсти, ситуации, конфликты и судьбы души, но в картинах мы имеем перед собой объективные явления, от которых отличается созерцающее «я» как внутреннее самобытие. Как бы мы ни углублялись и ни погружались в предмет, ситуацию, характер, формы статуи или картины, как бы ни восхищались художественным произведением и ни забывали о себе, как бы мы ни были полны им, — все равно эти художественные произведения остаются самостоятельно существующими объектами, по отношению к которым мы не перестаем быть созерцающими их зрителями.В музыке же это различие исчезает. Ее содержанием является в самом себе субъективное начало, и выражение не создает ему пространственно пребывающей объективности, а своим неудержимым свободным исчезновением показывает, что оно является сообщением, которое, не обладая само по себе устойчивостью, сохраняется лишь во внутреннем и субъективном мире и должно существовать только для субъективного внутреннего мира. Таким образом, хотя звук является выражением и чем-то внешним, но это такое выражение, которое именно потому, что оно является внешним, тотчас вновь исчезает. Не успеет ухо уловить его, как оно умолкает; впечатление, которое должно здесь выявиться, тотчас становится чем-то внутренним; звуки находят свой отклик лишь в глубинах души, растроганной в своей идеальной субъективности.Эта беспредметная внутренняя жизнь в отношении как содержания, так и способа выражения составляет формальную сторону музыки. Правда, и у нее есть содержание, по не в смысле изобразительного искусства и не в смысле поэзии, ибо в ней отсутствует объективное самоформирование — будь то в форме реальных внешних явлений или в объективности духовных созерцаний и представлений.
Что касается хода наших дальнейших рассуждений, то мы должны, во-первых, определеннее подчеркнуть общий характер музыки и ее воздействия в отличие от других искусств — как со стороны материала, так и со стороны формы, которую принимает духовное содержание;
во-вторых, рассмотреть особенные различия, на которые распадаются и которыми опосредствуются музыкальные звуки и их конфигурации, отчасти в связи с их временной длительностью, отчасти в связи с качественными различиями их звучания;
наконец, в-третьих, музыка характеризуется определенным отношением к содержанию, которое она раскрывает, — она либо сопровождает чувства, представления и созерцания, уже выраженные сами по себе словом, либо свободно раскрывается в собственной сфере с неограниченной самостоятельностью.
Если после этого общего указания принципа и деления музыки мы перейдем к раскрытию ее особенных сторон, то возникло одна характерная трудность, заключенная в природе самого предмета. А именно, поскольку музыкальная стихия звука и внутренней жизни, в которой движется содержание, носит абстрактный и формальный характер, то к особенным элементам нельзя перейти иначе, как погружаясь в технические определения — в соотношения тонов, различия инструментов, ладов, аккордов и т. д. Но в этой области я мало сведущ и должен поэтому заранее извиниться, если ограничусь лишь изложением более общих точек зрения и отдельными замечаниями.