1. СУЩЕСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ СКУЛЬПТУРЫ

Стихией, в которой скульптура реализует свои образы, является, как мы видели, первое, еще всеобщее существование пространственной материи; для художественных целей в ней еще не применяются никакие иные частные средства, кроме общих пространственных измерений и тех ближайших пространственных форм, которые эти измерения способны принять для своего наиболее прекрасного воплощения. Этой абстрактнейшей стороне чувственного материала в качестве содержания, скорее всего, соответствует внутри себя умиротворенная объективность духа, поскольку дух еще не отличил себя ни от своей всеобщей субстанции, ни от своего телесного существования и поэтому еще не возвратился в свое для-себя-бытие собственной субъективности. В этом заключены два момента.

a) Объективная духовность
b) Духовное начало, для себя сущее в телесном