Переходя поэтому сразу же к особым средствам, которыми может воспользоваться поэтический язык для выполнения своих задач, мы выделим следующие из них.
α. Во-первых, существуют отдельные слова и обозначения, преимущественно свойственные поэзии как со стороны высокого стиля, так и со стороны комического снижения и преувеличения. Это проявляется в различных словосочетаниях, определенных формах окончаний и т. п. Здесь поэзия отчасти может придерживаться древних форм, уже поэтому менее употребительных в обычной жизни, по преимущественно может проявить себя как сила, формирующая и развивающая язык, и в этом отношении отличаться в своих изобретениях значительной смелостью, если только она не будет идти против духа самого языка.
β. Второй момент касается порядка слов. Сюда относятся так называемые фигуры речи, поскольку они соотносятся именно со словесным облачением как таковым. Применение их легко приводит, к риторике и декламации в дурном смысле слова и разрушает индивидуальную жизненность, если эти формы на место своеобразного излияния чувства и страсти ставят всеобщий, выполненный по правилам способ выражения, образуя тем самым прямую противоположность проникновенному, немногословному, фрагментарному высказыванию, душевная глубина которого обходится без длинных речей и потому производит большое впечатление, особенно в романтической поэзии при описании внутренне стесненных душевных состояний. В общем же порядок слов остается одним из наиболее богатых внешних средств поэзии.
γ. В-третьих, наконец, следует упомянуть строение периодов. Период вбирает в себя все остальные стороны и может во многом способствовать выражению конкретной ситуации, характера восприятия и страсти посредством простого или более сложного своего протекания, своей беспокойной прерывности и дробности или же путем неторопливого движения, широты и устремленности вперед. Ибо во всех этих отношениях внутреннее должно просвечивать через внешнее словесное изложение, определяя его характер.