До сих пор в нашем рассмотрении мы придерживались, во-первых, тех всеобщих определений, из которых мы могли вывести наиболее адекватное скульптуре содержание и соответствующую ему форму. Поскольку таким содержанием является классический идеал, то мы, во-вторых, должны были установить тот вид и способ формирования, благодаря которому скульптура оказывается наиболее подходящей среди отдельных искусств для воплощения этого идеала.
Так как идеал, по существу, следует понимать лишь как индивидуальность, то не только «внутреннее художественное созерцание расширяется, становится крутом идеальных образов, но и внешний способ изображения и выполнения наличных художественных произведений распадается на особенные роды скульптуры. В этом отношении нам осталось рассмотреть теперь следующие моменты.
Во-первых, способ изображения, в процессе которого художник, переходя к действительному выполнению, создает либо отдельные статуи, либо группы и, наконец, в рельефе приближается к принципу живописи.
Во-вторых, внешний материал, в котором эти различия становятся реальными.
В-третьих, ступени исторического развития художественных произведений, выполненных в разных жанрах и в разном материале.