Наконец, последним способом изображения, благодаря которому скульптура уже делает значительный шаг по направлению к принципу живописи, является рельеф сначала — горельеф, а затем — барельеф. Он обусловливается поверхностью, так что фигуры находятся в одном и том же плане; пространственная трехмерность образа, из которого исходит скульптура, начинает все больше и больше исчезать. Но античный рельеф еще не приближается к живописи настолько, чтобы переходить к перспективным различиям заднего и переднего планов, а придерживается поверхности как таковой; не обладая искусством перспективы, он не может изобразить разные предметы то отступающими назад, то выступающими вперед. Поэтому рельеф предпочитает изображать фигуры в профиль и располагать их на поверхности рядом друг с другом. Но при такой простоте нельзя брать слишком запутанные действия в качестве содержания, а можно воспользоваться лишь такими действиями, которые уже в действительности развертываются более или менее по одной линии, например шествия, жертвенные процессии и т. п., процессии олимпийских победителей и т. д.
Однако рельеф в высшей степени разнообразен, так как он заполняет и украшает не только фризы и стены храма, но является украшением мебели, жертвенных сосудов, храмовых даров, чаш, амфор, урн, ламп и т. д., а также сидений и треножников и соединяется с родственными ремесленными искусствами. Здесь по преимуществу получает простор остроумная изобретательность, имеющая своим результатом разнообразнейшие формирования и комбинации; она уже не в состоянии осуществлять подлинную цель самостоятельной скульптуры.