c) Общий характер римской архитектуры

Произведения римского зодчества помимо этой новой арочной конструкции вообще имели совершенно другие размеры и иной характер, чем греческие. Сооружения греков, сохраняя полную целесообразность, вместе с тем отличались художественной завершенностью как в отношении благородства, простоты, так и в отношении легкой грациозности своих украшений. Хотя римляне, напротив, являются мастерами в применении механики, однако их сооружения характеризуются большей пышностью, роскошью и не столь благородны и грациозны. Кроме того, в их архитектуре появляется многообразие целей, которого не знали греки. Ибо, как я уже сказал вначале, к великолепию и красоте искусства греки стремились лишь в сооружениях, предназначенных для публичных целей, частные же их жилища ничем не выделялись. У римлян же не только увеличивается круг публичных сооружений, целесообразность конструкций которых сочеталась с грандиозной пышностью в театрах, амфитеатрах для борьбы гладиаторов и других развлечений, — но архитектура начинает играть большую роль и в области частной жизни. Особенно после гражданских войн строились виллы, бани, галереи, лестницы со всей роскошью, которую позволяла величественная расточительность. Этим открылась новая область для зодчества, которое вовлекло в свой круг также садовое искусство и преисполнилось остроумия и вкуса. Вилла Лукулла — блестящий образец этого.

Этот тип римской архитектуры в более позднее время часто служил прообразом для итальянцев и французов. У нас долгое время следовали отчасти итальянцам и отчасти французам, пока наконец снова не обратились к грекам и стали брать в качестве образца античность в ее более чистой форме.