Наше внимание обращено, прежде всего, на те виды зданий, различие которых отчетливее всего выступает в колоннах; поэтому я и ограничусь тем, что укажу здесь преимущественно самые характерные признаки различных видов колонн.
Самыми известными ордерами колонн являются дорический, ионический и коринфский, выше которых по архитектонической красоте и целесообразности ничего не было изобретено ни до, ни после них. Ибо тосканский или, согласно Гирту («История строительного искусства у древних», I, стр. 251), также и древнегреческий вид зодчества вследствие бедности украшений, несомненно, принадлежит к первоначальному простому виду деревянных строений, а не к области архитектуры как искусства. Так называемый римский ордер не имеет большого значения, будучи лишь дальнейшей отделкой коринфской колонны.
Основные пункты, играющие здесь роль, касаются отношений высоты колонн к их толщине, различных видов базы и капители и, наконец, большего или меньшего расстояния между колоннами. Что касается первого пункта, то колонна кажется неуклюжей и придавленной, если не достигает высоты в четыре раза большей, чем ее диаметр; если же ее высота превышает диаметр в десять раз, то она представляется глазу слишком тонкой и стройной, чтобы целесообразно выполнять свое назначение опор. С этим тесно связано расстояние колонн друг от друга, ибо если хотят, чтобы колонны казались толще, то они должны быть поставлены ближе друг к другу; если же хотят, чтобы они выглядели тоньше и стройнее, то расстояния между ними могут быть большими. Столь же важно, имеет или не имеет колонна подставку, выше или ниже капитель, имеет ли она или не имеет украшений, так как в силу этого изменяется весь ее характер.
Относительно ствола существует правило, что он должен быть оставлен гладким и без всяких украшений. Не имея одинаковой толщины на всем своем протяжении, он кверху несколько уже, чем внизу и в середине, так что вследствие этого возникает утолщение, которое хотя почти и незаметно, но все же должно существовать. Правда, позднее, на исходе средних веков, когда в христианской архитектуре снова начали применять античные формы колонн, гладкие стержни колонн стали считать слишком голыми и поэтому обвивали их венком из цветов и даже заставляли колонны извиваться в форме спирали. Однако это недопустимо и противно подлинному вкусу, так как колонна не должна выполнять никакой другой функции, кроме функции поддерживания, и, выполняя это назначение, она должна подниматься твердо, прямо и самостоятельно. Единственно, что древние наносили на ствол колонны, это каннелюры, вследствие чего колонны, как говорит уже Витрувий, кажутся шире, чем в том случае, когда их оставляют совершенно гладкими. Такие каннелюры мы встречаем в большом масштабе.
Относительно более определенных различий дорического, ионического и коринфского ордеров колонн и стилей я приведу только следующие основные моменты.
α. В первых конструкциях основным определением, дальше которого архитектура не идет, является надежность здания. Поэтому она еще не рискует вводить пропорции, создающие впечатление стройности, более смелой легкости, а довольствуется тяжеловесными формами. Так обстоит дело в дорическом стиле. В нем большое влияние еще сохраняет материальное в своей грузной тяжести, и это особенно проявляется в пропорции между шириной и высотой. Если здание поднимается легко и свободно, то кажется, что бремя тяжелых масс преодолено; если же, напротив, здание распространяется вширь и горизонтально, то главными признаками, например, дорического стиля являются прочность и твердость, подчиненные господству тяжести.
Вследствие этих особенностей дорические колонны по сравнению с другими ордерами являются самыми широкими и низкими. Более древние колонны не выходят за пределы высоты, в шесть раз превышающей размер нижнего диаметра, а часто они только в четыре раза больше по высоте, чем их диаметр. Своей тяжеловесностью колонны раскрывают взору характер серьезной, простой, неприкрашенной мужественности, наиболее ярко обнаруживающейся в храмах в Пестуме и Коринфе. Однако позднейшие дорические колонны по высоте равняются семикратному размеру диаметра, а в других зданиях, как указывает Витрувий, колонны были выше еще на полдиаметра.
Вообще дорический стиль тем и отличается, что он ближе, чем другие стили, к первоначальной простоте деревянных сооружений, хотя в большей мере, чем тосканский стиль, склонен к украшениям и убранству. Тем не менее, колонны почти повсюду не имеют базы, а стоят непосредственно на стилобате, капитель же образуется лишь из подушки и плиты. Ствол то оставлялся гладким, то каннелировался двадцатью желобками, которые в нижней трети часто были плоскими, а в верхней выдалбливались (Гирт, «Строительное искусство согласно принципам древних», стр. 54). Что же касается расстояния между колоннами, то в более древних памятниках оно достигает двукратной толщины колонны и лишь в немногих сооружениях колеблется между двумя и двумя с половиной диаметрами.
Другое своеобразие дорического стиля, приближающее его к типу деревянного строения, состоит в триглифах и метопах. А именно, триглифы с помощью призматических нарезок во фризе обозначают лежащие на архитраве концы кровельных балок. Метопы же — это заполнение пространственных промежутков между одной балкой и другой; в дорическом стиле они еще сохраняют форму квадрата. Для украшения они часто покрывались рельефами, между тем как под триглифами на архитраве и выше на нижней поверхности венчающего карниза украшениями служили шесть маленьких конических телец — капельки.
β. Если дорический стиль характеризуется приятной прочностью, то ионическая архитектура приобретает стройность, изящество и грациозность, хотя еще и простые по своему типу. Высота колонн колеблется между семикратным и десятикратным размером их нижнего диаметра и определяется, согласно предположению Витрувия, преимущественно в зависимости от величины промежутков между колоннами. При больших промежутках колонны кажутся более стройными и вследствие этого тоньше, при более же узких промежутках они кажутся толще и ниже; архитектор во избежание чрезмерной тонкости или тяжеловесности вынужден в первом случае уменьшить высоту, а во втором ее увеличить. Поэтому если расстояние между колоннами больше трех диаметров, то высота колонны должна равняться только восьми диаметрам; напротив, эта высота должна быть восьми с половиной диаметров, если ширина промежутка — от двух с четвертью до трех диаметров. Если же колонны отстоят друг от друга лишь на два диаметра, то высота увеличивается, равняясь девяти с половиной диаметрам, и доходит даже до десяти при самом коротком расстоянии в полтора диаметра. Однако эти последние случаи встречались, несомненно, очень редко, и, судя по дошедшим до нас памятникам архитектуры, построенным в ионическом стиле, древние мало пользовались в своих колоннах более высокими пропорциями.
Дальнейшие различия между ионическим и дорическим стилями следует видеть в том, что ионические колонны не поднимаются своими стволами непосредственно из фундамента подобно дорическим, а ставятся на многорасчлененном основании. Постепенно утончаясь, легко и стройно поднимались они вверх к капители, причем на стволе делались двадцать четыре каннелюры — глубоко выдолбленные и широкие выемки. В особенности этим отличался ионический храм в Эфесе от дорического храма в Пестуме. Точно так же ионическая капитель выигрывает в разнообразии и грации. Она имеет не только вырезанный завиток, валик и плиту, но справа и слева получает улиткообразный извив, а на боках подушкообразное украшение, благодаря которому она и носит название подушечной капители. Улиткообразные извивы у подушки обозначают конец колонны, которая могла бы подниматься еще выше, но, несмотря на возможность дальнейшего движения, извивается здесь в себе самой.
Отличаясь приятной стройностью и декоративностью колонн, ионический стиль требует также менее тяжеловесного антаблемента, стремясь и в этом отношении достигнуть большей грациозности. Этот стиль, в противоположность стилю дорическому, уже не свидетельствует больше о происхождении из деревянной постройки. Поэтому он отбрасывает в своем гладком фризе триглифы и метопы. В качества же главных украшений появляются черепа жертвенных животных, убранные гирляндами, а вместо висячих капелек вводятся зубчики (Гирт, «История строительного искусства у древних», I, стр. 254).
γ. Наконец, что касается коринфского стиля, то он удерживает основу ионического стиля, который, сохраняя такую же стройность, поднимается теперь до изысканного великолепия и развертывает необычайное богатство украшений и отделки. Как бы довольный тем, что он получил от деревянного строения определенные, разнообразные части, этот стиль, не давая заметить их начального происхождения из деревянной постройки, усиливает их убранством, выражая в многообразных листелях и листеликах на карнизах и брусьях, в водостоках и симах, в многообразно расчлененных базах и роскошных капителях большую заинтересованность в создании привлекательных особенностей.
Коринфская колонна, правда, не превосходит ионическую по высоте. Хотя при одинаковом каннелировании ее высота обычно равняется лишь восьмикратной или девятикратной толщине нижней части колонны, но благодаря более высокой капители она кажется гораздо стройнее и богаче. Ибо высота капители равняется одному и одной восьмой нижнего диаметра и имеет на всех четырех углах более стройные волюты с подушкообразным извивом, между тем как нижняя часть убрана акантовыми листьями. Греки создали по этому поводу прелестную историю. Рассказывают, что одна очень красивая девочка умерла; кормилица уложила все ее игрушки в корзинку, поставив ее на гроб там, где рос акант. Листья вскоре обвились вокруг корзинки: отсюда возникла мысль сделать капитель колонны по этому образцу.
Из других отличий коринфского стиля от ионического я только упомяну изящно изгибающиеся дугой модильоны, расположенные под венчающим карнизом, и мутулы, а также зубчики и консоль главного карниза.