a) О деревянных и каменных строениях

Уже раньше было упомянуто, что долго спорили о том, следует ли признать исходным пунктом архитектуры деревянные или каменные строения и проистекают ли из этого различия в материале также и различные архитектонические формы. Для подлинного зодчества, поскольку оно делает действенным аспект целесообразности и развивает до совершенной красоты основной тип дома, можно допустить, что первоначальной была деревянная постройка.

Так и считает, следуя Витрувию, Гирт, который подвергся за это многочисленным нападкам. Я хочу в нескольких словах изложить свой взгляд на этот спорный вопрос. Обычный способ рассмотрения заключается в том, чтобы отыскать для некоторого заранее предположенного, преднайденного конкретного предмета абстрактный простой закон. В этом смысле и Гирт отыскивает для греческих зданий основную модель, как бы теорию, анатомическую структуру, и находит ее по форме и связанному с ней материалу в доме, в деревянной постройке.

Правда, дом как таковой строится главным образом как жилище, призванное защищать от бури, дождя, непогоды, животных, людей, и требует полного ограждения, чтобы в нем, отгородившись, могла собраться семья или более крупное сообщество людей и, живя в такой замкнутости, удовлетворять свои потребности и предаваться своим занятиям. Дом есть всецело целесообразное строение, созданное человеком для своих целей. Таким образом, человек при создании дома занимается многими делами, ставит себе много целей. Строение детализируется, становясь связью различных механических операций, при которых его части взаимно прилаживаются и пригоняются для достижения устойчивости и прочности, чтобы, учитывая условия тяжести, сообщить возведенной постройке опору, отгородить ее, подпереть лежащие элементы и не только вообще поддерживать их, но там, где они покоятся горизонтально, сохранять их в этом положении, связывать сходящиеся под углом и т. п.

Дом требует полного ограждения, для которого более всего пригодны и надежны стены. С этой стороны каменная постройка кажется более целесообразной, но ведь стену можно с одинаковым успехом возвести из стоящих рядом столбов, положив на них затем балки, которые будут связывать и укреплять подпирающие и поддерживающие их вертикальные столбы. К этому прибавляются, наконец, потолок и крыша. Кроме того, в храме главное не в том, чтобы создать замкнутое пространство, а в том, чтобы части подпирали и подпирались. Для осуществления этой механической задачи деревянное строение кажется самым подходящим и целесообразным. Ибо столб как несущая опора, нуждающаяся вместе с тем в связующих элементах, имеет их в поперечных балках, — все это и составляет здесь основные определения.

Эта разделенность, связь и целесообразное соединение этих сторон, по существу, свойственны деревянной постройке, которая непосредственно находит необходимый материал в дереве. Дерево, не требуя большой и трудной работы, пригодно и для столба и для балки, поскольку строительный лес сам по себе уже обладает определенным формированием, состоя из линейных, более или менее прямолинейных частей, которые могут быть непосредственно сложены в прямые, равно как в острые и тупые углы и тем самым образовывать угольные стойки, опоры, поперечные балки и кровлю. Напротив, камень с самого начала не имеет такой твердо определенной формы, а представляет по сравнению с деревом бесформенную массу, которая сначала должна быть целесообразно разделена и обработана, для того чтобы эти отдельные куски можно было класть рядом и друг на друга и снова соединять их. Надо произвести много различных операций, прежде чем камень получит ту форму и ту пригодность, которые с самого начала свойственны дереву.

Кроме того, камни, там, где они образуют крупные массы, более пригодны для выдалбливания; вообще, будучи от природы относительно бесформенными, они способны принимать любой вид, вследствие чего являются подходящим материалом как для символического, так и для романтического зодчества и их фантастических форм. Строительный же лес благодаря своей природной форме прямолинейных стволов непосредственно пригоднее для той более строгой и рассудочной целесообразности, из которой исходит классическое искусство. Вот почему каменные строения преобладают преимущественно в самостоятельном зодчестве, хотя и у египтян в их обложенных плитами колоннадах намечаются потребности, которые деревянные постройки могут удовлетворять легче и более самобытным образом. Но в свою очередь классическая архитектура не останавливается на деревянных постройках. Напротив, там, где она, совершенствуясь, становится прекрасной, она строит свои сооружения из камня, делая это, однако, таким образом, что, с одной стороны, в архитектонических формах все еще можно распознать первоначальный принцип деревянного строения, хотя, с другой стороны, прибавляются и такие черты, которые не принадлежат деревянной постройке как таковой.