Релятивизм в эстетике

РЕЛЯТИВИЗМ в эстетике (от лат. relativus — относительный) — отрицание объективного содержания в эстетических чувствах, вкусах, суждениях, понятиях, а следовательно, и возможности объективного критерия оценки форм эстетического сознания и художественного творчества.

Философско-эстетический релятивизм впервые сформулирован английским философом-агностиком Д. Юмом, который считал, что о вкусах нельзя спорить, т. к. их содержание субъективно. Детальное обоснование принцип релятивизма в философии и эстетике получил у таких представителей идеалистической философии, как О. Шпенглер, Б. Кроче, Д. Дьюи, В. Дильтей, Г. Зиммель. С помощью различных аргументов названные мыслители доказывают, что эстетическое сознание во всех его формах, в том числе и искусство, полностью субъективно, ни в какой степени не отражает реального мира. Поэтому совершенно бесполезно искать объективные критерии оценки эстетических вкусов, идеалов, стилей. Релятивизм в эстетике, в сущности, ведет к отрицанию и самой эстетики как науки, поскольку вся сфера эстетического; объявляется сферой, лишенной какого бы то ни было объективного содержания.

Марксистско-ленинская эстетика не отрицала относительного характера эстетических вкусов, идеалов, художественных образов и других форм художественно-эстетического сознания, но она подчеркивает, что во всех этих формах и образах наличествует объективное содержание, элементы абсолютной истины.

Критерием оценки эстетического сознания и искусства является общественная практика.