Чувство художественное

ЧУВСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (художественная эмоция) — разновидность высших социальных чувств (эмоций) человека, которые воплощаются художником в созданном произведении и передаются через его восприятие слушателям, читателям, приобретая характер их собственного переживания. В художественной эмоции отражаются типичные личностные отношения людей, их осмысленный, обобщенный социально-исторический опыт и его оценка на основе воспроизводимых произведением явлений действительности, событий, действий, людей и др. Художественные эмоции обогащают этим опытом и вызывают соответствующие оценки у реципиентов, возбуждают их собственную активность, приносят им эстетическое наслаждение.

Художественная эмоция имеет ряд особенностей, отличающих ее от обыденной (складывающейся в повседневной жизни). Сохраняя характер индивидуального переживания, она является носителем объективного общественного содержания и свободна от случайных, сиюминутных, субъективно-произвольных черт обыденной эмоции. Чувство первоначально индивидуально, а через произведение искусства оно становится общественным или обобщается. Оно, далее, является результатом осмысления художником множества жизненных явлений, опыта отношений многих людей и поколений, а не откликом на конкретное воздействие, отдельный факт, состояние, действие. Художественная эмоция требует усиленной работы интеллекта («эмоции искусства суть умные эмоции» — Л. С. Выгодский). Эмоциональное и идейное содержание в подлинном искусстве взаимосвязаны и органически переходят друг в друга. В отличие от обыденной, она не бывает отрицательной (вызывающей боль, душевную тревогу), а всегда приносит удовлетворение, душевный подъем. Наконец, художественная эмоция формируется и передается не в изолированном виде, не по отдельности, а только в целостном потоке художественного воздействия произведения, в органическом единстве всех сторон его содержания и формы и шире в той исторической художественной системе данного вида искусства, в которой произведение создано.

Искусство возбуждает и эмоции низших уровней, даже биологического происхождения (например, в результате психофизиологического и идеомоторного оптического, а особенно акустического воздействия материи, из которой построено произведение), но им принадлежит в подлинном искусстве незначительная и подчиненная роль. Не всегда художник подымается до того уровня эмоционального обобщения жизненных впечатлений, на котором формируются «умные эмоции», а произведения реакционного, прежде всего «коммерческого искусства» нарочито нацелены на возбуждение грубых, пошлых, примитивных эмоций, на разжигание низменных чувств.