АНАМНЕЗИС (греч. — воспоминание) — в идеалистической теории познания Платона мистическая концепция о воспоминании идей. Наиболее подробно теория анамнезиса изложена в платоновском диалоге «Федон». В противовес Демокриту и другим материалистам, Платон отстаивал мистическое воззрение, согласно которому источником истинного познания являются не ощущения, приобретаемые в жизненном опыте, а воспоминание человеком идей, которые его душа якобы созерцала до своего вселения в тело. Познание бытия достигается таким образом, по Платону, не изучением объективного материального мира, а путём пробуждения дремлющих в душе врождённых воспоминаний. В более осторожной форме, но по сути дела ту же идеалистическую теорию «врождённых идей» отстаивали в 17—18 вв. Декарт, Лейбниц и Кант. К этой враждебной научному знанию мистической доктрине «врожденных идей» и поныне прибегают реакционные философы (неокантианцы, персоналисты и др.) в борьбе против научных материалистических идей.