Ампир стиль

АМПИР (фр. empire — империя) — поздний классицизм эпохи империи Наполеона. Возникновение стиля ампир было выражением идейного и художественного кризиса как следствия разгрома французской революции. Возвысившаяся буржуазия связывала с Наполеоном надежду на возрождение могущества Франции как мировой державы. Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Воскрешаются времена императорского Рима, но лишь затем, чтобы провозгласить беззаветную преданность императору. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное.

ampir_triumfalinaja_arka_kruazel

Принцип рационализма и железной логики, выдвинутый классицизмом, приобретает чисто формальный характер. Стилизация, нетворческое отношение к наследию других эпох, рабское подражание средствам и приемам классического искусства, лишают многие произведения ампир художественной ценности. Задачи архитектуры возвеличивание нации, прославление воинских подвигов — сказались как в назначении построек, так и в выборе; изобразительно выразительных средств. Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Создается ряд внушительных ансамблей, подчиненных единому эстетическому замыслу (архитекторы К. Леду, Дж. Стоун).

В живописи гражданский пафос картин часто холоден и наигран.

ampir_jasonСкульптура стиля ампир также представлена именами, которые связаны с классицизмом (А. Канова, Г Шадов, Б. Торвальдсен).

Отличительной особенностью стиля ампир является также специфичный выбор декоративных средств. Залы дворцов украсили картины сражений, массивные львы и сфинксы встали у порталов зданий. Военные эмблемы, щиты, копья, пучки стрел, лавровые венки, различные типы оружия, стилизация греко-римских орнаментов стали излюбленным мотивом декоративных лепных украшений. В конце 30-х гг. XIX в. ампир становится все более академичным, эпигонским, псевдоисторическим стилем.

Художественные принципы архитектуры и прикладного искусства французского ампир получили развитие в Англии, Германии, Италии, России. Русская архитектура ампир, позднего классицизма, отличается самобытностью и национальным своеобразием. Талантливые архитекторы создали монументальные ансамбли и общественные здания, ставшие украшением Петербурга (К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин).