Идиллическое

ИДИЛЛИЧЕСКОЕ (от греч. eidyllion небольшое стихотворение) — литературно эстетический термин, обозначающий художественную идеализацию простого, скромного образа жизни, близкого к природе, свойственных ему нравов. Источником идиллического является критическое отношение художника к городской цивилизации с ее острыми социальными противоречиями, быстрыми ритмами, суетой, излишествами культуры, пороками. Для него характерно тяготение к патриархально-устойчивым формам общежития, безмятежному существованию, естественности чувств, непосредственности поведения, утверждение природных сторон человеческой жизни в их изоляции от общественной деятельности. По определению Ф. Шиллера, идиллия — изображение «невинного и счастливого человечества», облагораживающее нас нравственно, но уводящее в прошлое (в Аркадию, «золотой век») и требующее отказа от завоеваний культуры.

Правдивое воспроизведение бытового уклада и настроений селян, рыбаков, горожан в идиллии обычно сопровождается юмором, уравновешивающим поэтизацию их доброты, наивности, гостеприимства, благодушия, простоты. Идеализация нравственно-бытовых отношений в отрыве от сложной социальной жизни определяет часто дидактический и условно-утопический колорит идиллии. В пастушеской (буколической) поэзии, посвященной преимущественно любовным чувствам пастухов, персонажи нередко выражают утонченные переживания самого автора, превращаясь в более или менее условные фигуры.

Идиллическое сформировалось в искусстве Древней Греции (Феокрит) и в Древнем Риме (Вергилий, Гораций, Овидий). В Новое время идиллическое развивает в основном античные мотивы (Т. Тассо, А. Грифиус и др.), становясь иногда предметом пародии (М. Сервантес). В искусстве барокко, рококо идиллическое выражает утонченные нормы культуры (живопись А. Ватто), нередко приобретая черты слащавой манерности. В литературе XVIII в. идиллическое приобретает национальный колорит (Скрабб, Гете), в России — несколько позднее (Гнедич, Дельвиг). В романтизме – идиллическое привносится в разработку экзотических тем (Шатобриан, Байрон, Пушкин). С развитием реализма идиллические мотивы, присутствуя в разных жанрах, развиваются с учетом неизбежности исторических перемен, ломки патриархальных устоев и сопровождаются нотами грусти и юмора (Гоголь, Л. Толстой).

Идиллическое в искусстве способствовало развитию мастерства пейзажа, лирического самоанализа не только в поэзии, но и в живописи, музыке (Н. Пуссен, «Пасторальная симфония» Л. Бетховена, пасторальные романсы, «Отдых Фавна» К. Дебюсси и др.)