Зороастризм

ЗОРОАСТРИЗМ — религия древних народов Средней Азии, Азербайджана и Персии. Характерными чертами зороастризма были: представление о борьбе в мире двух начал — добра и зла, почитание огня, осуждение массовых кровавых жертвоприношений, запрещение погребения трупов (их давали на съедение животным). 3ороастризму присуще учение о конце мира, о загробной жизни, о воскресении мёртвых, о грядущем спасителе, рождённом девой, и последнем суде, что оказало влияние на иудаизм и христианство.
Создание зороастризма преданием приписывается мифическому пророку Заратуштре, имя которого греческими авторами передавалось, как «Зороастр» (отсюда название религии). Основная «священная книга» зороастризма — Авеста, составлявшаяся в течение многих веков. Древнейшими частями Авесты являются яшты — молитвы и мифы о богах и героях, и гаты — гимны, написанные, согласно преданию, Заратуштрой. Учёными доказано, что яшты и гаты были составлены в различных областях Средней Азии в период, когда племена этих областей переходили от кочевого скотоводства к земледелию, а общественные отношения этих племен находились на стадии разложения родового строя (1-е тысячелетие до н. э.). Этой стадии общественного развития и соответствовал сложившийся здесь ранний зороастризм.
На формирование зороастризма значительное влияние оказала религиозная система, созданная в Мидии и служившая там идеологической опорой рабовладельческой знати. Эта система возникла в среде мидийского племени магов, которые получили исключительное право отправления жреческих функций. У магов главным богом племени являлся Ахурамазда, с почитанием которого был тесно связан культ огня. Второстепенные боги племени магов рассматривались ими как помощники главного бога в деле управления миром. Стремясь укрепить своё положение, маги объявили дэвов — главных богов других мидийских племён — злыми демонами. Дуализм религиозной системы магов был впоследствии полностью сохранён в зороастризме.
В 7—6 вв. до н. э., в связи с начавшимися войнами мидийских царей за расширение своей территории, религия магов распространилась на Перейду, часть Средней Азии, а позднее и на часть Передней Азии. В 6 в. до н. э. Мидийское государство было завоёвано персидскими царями из династии Ахеменидов, впоследствии распространившими своё господство на часть Индии, Средней Азии и Закавказья, а также на ряд стран Передней Азии и Сев.- Вост. Африки. При Ахеменидах было создано новое религиозно-политическое учение, в основе которого, как и в религии мидийских магов, лежал дуализм — вера в борьбу бога добра Ахурамазды с богом зла — Анхра-Майнью.
При преемниках древнеперсидских царей Дария и Ксеркса в 5 в. до и. э. религиозная система мидийских магов, религия яшт и гат, а также религиозно- по6литическое учение Ахеменидов слились в единую государственную религию. Была создана т. н. старшая Авеста, которая хотя и включила в свой состав яшты и гаты, но в сущности полностью отвечала интересам эксплуататорского класса Персии. Созданная таким образом религия, освящавшая господство рабовладельческой аристократии и жречества над трудящимися массами, резко отличалась от раннего зороастризма.
В период завоевания Персидского царства Александром Македонским (334—329 до н. э.) большая часть списков т. н. старшей Авесты погибла. Во время Парфянского царства но по велению царя Вологеса I (51—78) было собрано всё, что сохранилось от Авесты в письменном виде и устной традиции. При Сасанидах (220—651) Авеста была канонизирована, и зороастризм превратился в религию, отражающую классовые интересы феодализирующейся знати. К этому времени относится процесс утверждения культа единого бога — Ахурамазды. После завоевания Персии, Средней Азии и Закавказья арабами (7 в.) и насильственного распространения там ислама влияние зороастризма заметно упало, часть зороастрийцев переселилась в Индию. В конце 18 в. множество приверженцев зороастризма в Персии было истреблено пришедшей к власти мусульманской династией Каджаров.
Современная форма зороастризм — парсизм — сохраняет старые дуалистические взгляды, хотя в нем значительно усилилось представление о едином всемогущем боге. Парсы живут в Индии (ок. 102 тыс. чел.) — гл. обр. в Бомбее, и в Иране (ок. 10 тыс. чел.). Иранские парсы называются иначе гебрами.