СОЗЕРЦАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — термин, обозначающий начальную, чувственную ступень познания эстетического объекта. В истории философии — это понятие, связанное с учением о непосредственном знании, или об интуиции,— знании получаемом путем непосредственного усмотрения истины, без обоснования, с помощью логических доказательств (выделялись две его формы: чувственное созерцание и интеллектуальное). Эстетическое созерцание — это особый тип эстетического постижения объекта, получивший такое наименование и теоретическую разработку в немецкой классической идеалистической философии и эстетике. Так, у Канта созерцание связано с представлением о единичном предмете, которое противопоставляется, с одной стороны, ощущению, с другой — логическому мышлению и находится как бы между теоретическим познанием и практическим отношением. У Шеллинга понятие интеллектуальной интуиции, или непосредственного созерцания разумом своего предмета, родственно эстетическому познанию. Наиболее обстоятельную разработку это понятие в применении к искусству получило у Гегеля. Созерцание, по его мнению, направлено на объект, который внеположен сознанию субъекта, находится по отношению к нему на определенной дистанции и существует перед ним в настоящий момент или восстанавливается с помощью воспоминания. Специфика созерцания произведений искусства заключается в том, что оно свободно от суждения о практическом и физиологическом назначении и цели предмета и поэтому адресовано к «теоретическим чувствам», к зрению и слуху, а не к обонянию, вкусу и осязанию и носит духовно-идеальный характер. Созерцание охватывает предмет целостно, не разрывая его на части, хотя и придает этим частям относительную самостоятельность и любуется ими. И сам субъект выступает в созерцании целостно, «из своего духа, сердца и чувства», из всего своего существа. Лишь по способу своего проявления созерцание непосредственно, однако в конечном счете опосредствованно всей предшествующей умственной деятельностью. Хотя Гегель глубоко проник в некоторые особенности эстетического созерцания, он не смог постичь опосредствованность его универсальной человеческой практикой, а также диалектику утилитарно-трудового и эстетического.
Домарксовская материалистическая эстетика рассматривала созерцание метафизически — как пассивный процесс восприятия объекта. В буржуазной эстетике XX в. понятие эстетическое созерцание трактовалось или в формалистическом плане (при созерцании цель предмета находится только в нем самом и прежде всего в его форме), или в духе интуитивистских концепций, в которых оно резко противопоставлялось мыслительной деятельности и отождествлялось с актом непосредственного и бессознательного усмотрения истины.
В марксистско-ленинской философии и эстетике эстетическое познание рассматривается не как пассивный акт, а как особый тип духовной активности. В этом отношении субъективная, деятельно-практическая направленность эстетического освоения действительности выступает антиподом пассивной созерцательности домарксовского материализма. Вместе с тем марксистская эстетика подчеркивает, что эстетическое отражение совершается при непосредственном участии органов чувств, живого созерцания, говоря словами В. И. Ленина. Чувственная ступень познания (ощущения, восприятия, представления) играет в эстетическом отношении человека к действительности решающую роль. Однако эстетическое познание формируется на особом целостном сращении чувственной и рациональной ступеней познания, непосредственного и опосредованного знания, собственно восприятия предмета и работы воображения.