ВДОХНОВЕНИЕ творческое этап или момент творческого процесса, который характеризуется резким возрастанием активности творческой личности, интенсивности и продуктивности се духовных и физических усилий.
Признаки вдохновения: отрешенность от всего постороннего, полное погружение в творческий процесс; особая чуткость («расположение души к живейшему принятию впечатлений» — А. Пушкин), отзывчивость («на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни» — К. Паустовский); особенно быстрые и будто неожиданные, внезапные решения творческих задач («расположение души… к быстрому соображению понятий, что и способствует объяснению оных» — Пушкин); острая жажда творчества («и пальцы просятся к перу, перо к бумаге» — Пушкин); особенно глубокое душевное удовлетворение от него, эмоциональный подъем («блаженство чувства» — П. Чайковский; «ликование духа» — А. Куприн).
Вдохновение возможно в любом творческом процессе, но особенно велика его роль в создании произведений искусства. Многочисленные факты позволяют отбросить идеалистические трактовки художественного вдохновения как иррационально-мистического акта, но реальные предпосылки и психические механизмы его образования и действия изучены недостаточно, а их объяснения остаются спорными.
Одни исследователи понимают вдохновение лишь как кратковременное, но бурное эмоциональное возбуждение и творческий подъем, аффективное состояние восторга. Это состояние приносит острое удовлетворение и ускоряет творческий процесс на всех его этапах, но не является, по-видимому, непременным его моментом, о чем свидетельствуют высказывания ряда выдающихся мастеров искусства, не ведавших этого состояния.
По мнению Пушкина (разделяемого рядом других художников и исследователей творчества), — это лишь частный случай вдохновения, причем не самый эффективный: «Восторг исключает спокойствие, необходимое условие прекрасного… Восторг непродолжителен, непостоянен, следовательно, не в силе произвесть истинное великое совершенство…
Вдохновение может быть без восторга, а восторг без вдохновения не существует».
Есть основание связывать вдохновение с природой искусства и вытекающими из нее особенностями художественного мышления. Формируемые им сложные представления, на основе которых затем строятся художественные образы, не могут сложиться по частям, а только как целостная структура — сразу же в главных своих чертах, и потому они возникают будто бы внезапно, благодаря работе интуиции, хотя за этим стоит предварительное накопление и осмысление жизненных и художественных впечатлений, овладение материалом, техникой и технологией своего искусства, а всплывшие представления, как правило, подвергаются затем разработке и доработке, а то и коренным преобразованиям.
В творческий процесс наряду с «интуитивным замыслом» непременно входит «строительная работа» (А. Луначарский), а наряду с вдохновением — «рассуждения» (Пушкин).
Вдохновение чаще всего связано с «интуитивным замыслом» и позволяет автору окинуть будущее произведение «одним взором, как прекрасную картину или дорогого человека» (Моцарт), оно вызывает особенно глубокое «блаженство чувства», когда «явилась главная мысль и когда она начинает разрабатываться в определенные формы» (Чайковский). В этом смысле можно рассматривать вдохновение как непременный компонент творческого процесса, приводящего к созданию «истинного совершенства».
Факты говорят, что вдохновение связано и с частными интуитивными решениями (как в духовной, так и в материальной деятельности художника), получая и в них новый импульс.
На возникновение и характер вдохновения влияют также не поддающиеся учету детали обстановки, в которой протекает данный творческий процесс, ускользающие из-под контроля сознания особенности его течения иреакции на них данной творческой личности и многие другие инднвидуально-своеобразные обстоятельства текущего процесса.
Наступление вдохновения непредсказуемо, и художник вынужден терпеливо ждать его прихода. Но это отнюдь не пассивное ожидание: художник может способствовать его появлению, ускорять его и в известной мере управлять им, если он проявляет упорство в своем труде, преодолевает к нему «нерасположенность» (Чайковский), когда дело не клеится, не отступает перед неудачами, постоянно совершенствует свои творческие возможности — духовные и физические.
Вдохновение приходит только в результате упорного и систематического труда, «каторжного напряжения» (А. Чехов) всех сил.