Декоративно-прикладное искусство

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (от лат. decorare — украшать) — особая область художественной деятельности людей, в продуктах которой предназначенность для практической цели органически сливается с эстетически целесообразным формальным решением.

Замечание Канта: «…в зодчестве — главное это определенное применение порожденного искусством предмета, и этим как условием эстетические идеи ограничиваются» — справедливо и по отношению к дек.-прикл. искусству, т. к. здесь первостепенное значение имеет намеренное изготовление вещи полезной и в то же время обладающей эстетическими достоинствами.

Дек.-прикл. искусство принято относить к выразительным видам (см. Выразительность) искусства, т. к. его произведения приобретают идейно-эстетическую значимость благодаря экспрессивности, которая реализуется как особое коммуникативное качество вещи. Ансамблевый характер существования предметов этого искусства выступает способом проявления этого качества. Художественная выразительность произведений Декоративно-прикладного искусства подчеркивается их повышенно-эмоциональной живописностью, красочностью.

Внутривидовая классификация в дек.-прикл. искусстве проводится по разным принципам:

• материальному,
• технологическому,
• функциональному.

В зависимости от избранного основания его делят на специализированные отрасли: керамика, текстиль, мебель, посуда, роспись, резьба и т. д.

Декоративно-прикладное искусство вырастает непосредственно из трудовой деятельности человека и отражает вкусовые предпочтения и эстетические представления широких слоев народа, выступает как одна из активных областей народного искусства. Исторически сформировавшись как искусство бытовой вещи, в котором художественная деятельность реализуется на готовом или традиционном изделии. Декоративно-прикладное искусство претерпевает ряд изменений, вызванных зарождением новых видов эстетической деятельности, в частности дизайна.

В системе современной художественной культуры дек.-прикл. искусство все больше превращается в вид художественно-проектной деятельности, балансирующей между искусством и дизайном. Его роль в непосредственном утилитарном обслуживании быта уменьшается, но зато расширяется сфера духовного воздействия на человека, которое осуществляется на основе образно-содержательного потенциала его произведений, усиления декоративности, учета при разработке бытовой вещи ее роли в регулировании социального поведения людей.

Произведения декоративно-прикладного искусства имеют большое значение в системе эстетического воспитания. Входя в повседневную жизнь, они становятся фактором устойчивого эстетического воздействия.