От готической архитектуры, как я ее только что описал, нужно непременно отличать так называемую предготическую архитектуру, развившуюся из римской.
Древнейшая форма христианских церквей, возникнув из императорских публичных зданий, имеет вид базилики. Это большие продолговатые залы с деревянными фермами, как их разрешил христианам строить Константин. В таких залах стояла трибуна, на которую выходил священник во время богослужения, чтобы оттуда петь молитвы, произносить проповеди или читать вслух священные тексты; из этого впоследствии, может быть, и возникла мысль об устройстве хора. Подобным же образом христианская архитектура, в особенности в Западноримской империи, заимствовала и другие свои формы из классического зодчества, например употребление колонн с круглыми арками, ротонды и весь способ украшения, а в Восточноримской империи, по-видимому, оставались верными этому стилю до времени Юстиниана. Даже постройки остготов и лангобардов в Италии в существенных чертах сохранили основной характер римской архитектуры.
Позднейшая же архитектура Византийской империи во многом изменилась. Центр образует ротонда на четырех больших устоях, к которой затем присоединяются различные постройки, предназначенные для особых целей греческого богослужения, отличающегося от римского. Но не надо смешивать с этой подлинной архитектурой Византийской империи ту архитектуру, которую называют византийской в общем смысле и которая была обычной для Италии, Франции, Англии, Германии и т. д. приблизительно до конца XII века.