Но вопреки победе новых богов в классической форме искусства все же остается и почитается старое, — отчасти рассмотренное нами в первоначальной форме, отчасти в преобразованном виде. Лишь ограниченный иудейский бог не может переносить рядом с собой других богов, потому что он в качестве единого хочет быть всем, хотя в своей определенности он остается ограниченным богом, богом только своего народа. Свою всеобщность он, владыка неба и земли, обнаруживает лишь сотворением природы, в остальном же юн бог Авраама, выведший сыновей Израиля из Египта, давший законы с горы Синая, предоставивший иудеям землю Ханаанскую; из-за тесного отождествления с еврейским народом он совершенно частный бог, бог только своего народа. Вследствие этого он как дух не находится в положительном созвучии с природой и не является абсолютным духом, возвращающимся из своей определенности и объективности в свою всеобщность. Потому-то этот жестокий национальный бог так и ревнив и повелевает видеть во всех других богах лишь ложных идолов.
Напротив, греки находили себе богов у всех народов и принимали чужих. Ибо бог классического искусства обладает духовной я телесной индивидуальностью и является поэтому не единым и единственным, но особенным божеством. Последнее, как всякое особенное, имеет вокруг себя или противостоящим себе некоторый круг особенного, из которого оно возникает и которое умеет сохранять свою значимость и ценность. С этими богами дело обстоит так же, как с особенными сферами природы. Хотя растительное царство есть истина геологических природных образований, а животное является высшей истиной мира растительного, горы и наносная земля все же продолжают существовать как почва деревьев, кустарников и цветов, не теряющих своего существования наряду с животным царством.
a) Мистерии
b) Сохранение древних богов в художественном изображении
c) Природная основа новых богов