Рококо

РОКОКО (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль),— стилистическое направление, получившее развитие главным образом в архитектуре и убранстве интерьера, декоративно-прикладном искусстве, отчасти также в изобразительном искусстве в 1-й половине и середине 18 в. во Франции, Германии, Австрии и других европейских странах. Утончённое, лишённое глубокого идейного содержания, аристократическое искусство рококо возникло во Франции в пору кризиса абсолютизма. Характерные для художественной культуры 17 века монументальные формы барокко утрачивают в искусстве рококо свою образную силу и превращаются в манерную, часто вычурную декорацию, носящую причудливый, поверхностно  орнаментальный характер. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725, т. н. «стиль регентства») изогнутые поверхности и плавные слитные линии придаются предметам обстановки, дробный линейный орнамент вводится в отделку стен и потолков. Развитое рококо (т. н. «стиль Людовика XV») культивирует сложные сплетения резного и лепного орнамента, причудливо изогнутые линии, завитки, разорванные картуши, стилизованные мотивы раковин (рокайли), маски-головки амуров и т. п. В убранстве помещений большую роль играют рельефные картуши и живописные панно в сложных обрамлениях, располагаемые над дверями и окнами, а также многочисленные зеркала, усиливающие эффект лёгкой, как бы колеблющейся декорации стен. Тяготение к слитности плоскостей и линий, к сложной прихотливой орнаментике, к нарочитой асимметричности композиций, пренебрежение ясностью и чёткостью архитектурных членений — типичные черты интерьеров рококо. Мебель, посуда, осветительные приборы, кованые решётки, ограды и т. д. в искусстве рококо характеризуются преобладанием сложных извилистых линий, введением в отделку завитков и рокайлей, нерасчленённостью несущих и несомых частей. Поверхностно-декоративный характер стиля рококо не позволил ему сколько-нибудь глубоко влиять на общую композицию и наружный облик сооружений или ансамблей. Можно говорить лишь об отдельных элементах рококо в архитекторе французских особняков («отелей»). Отчётливее они выразились в оформлении дворцовых и парковых зданий в Германии (Цвингер в Дрездене, СанСуси в Потсдаме, Амалиенбург в Баварии и др.).

Виднейшие мастера архитектуры рококо во Франции: Р. Декотт (1656—1735), Ж. М. Оппенор (1672—1742), Ж. О. Мейссонье (1693 или 1695—1750),Ж. Бофран (1667—1754). В Германии к формам и декоративным мотивам рококо обращались: М. Д. Пёппельман (1662—1736), И. Б. Нейман(1687—1753), Г.В.Кнобельсдорф(1699—1753). Блестящее виртуозное мастерство, изысканность и прихотливость отделки отличают произведения декоративно-прикладного искусства рококо (крупные мастера во Франции: ювелир Т. Жермен, около 1673—1748, бронзовщик Ж. Каффиери, 1678—1755, мастер железных изделий Ж. Л амур, 1698—1771, резчик по дереву Н. Пино, 1684—1754, мебельщик Ш. Крессан, 1685—1768, и др.).

В русской архитектуре середины 18 века применялись лишь отдельные декоративные и орнаментальные мотивы рококо, главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных В. В. Растрелли, а также в лепных деталях на фасадах некоторых зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др. В целом же стиль рококо не занял значительного места в русской художественной культуре, хотя и получил известное отражение в декоративно-прикладном искусстве.

Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерны равнодушие к общественной жизни, стремление уйти от действительности в мир вымыслов и интимных переживаний, преобладание салонно-эротических, мифологических и пасторальных сюжетов, театральность и манерность образов, камерность и утончённая декоративность художественных решений. Живопись рококо (станковые картины, панно, росписи, гобелены) отличается дробностью и асимметричностью композиции, обилием декоративных аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием нарядных, обычно светлых, блёклых красок (во Франции— Н. Ланкре, 1690 — 1743 или 1745, Ф. Лемуан, 1688—1737, Ж. М. Натье, 1685—1766, Ш. А. Куапель, 1694—1752, Ш. Ж. Натуар, 1700—77, Ф. Буше, 1703—70, и др.) Отдельные черты рококо присущи многим произведениям выдающегося французского художника А. Ватто (1684—1721); однако в целом его творчество принципиально отлично от этого направления. Своеобразное отражение особенностей стиля рококо можно видеть и в ряде произведений крупнейшего итальянского мастера монументальной живописи 18 в. Дж. Б. Тьеполо (1696—1770), а также некоторых живописцев, работавших в Германии (А. Пен, 1683—1757), Австрии (Ф. А. Маульперч, 1724—96) и др.

Скульптура рококо представлена преимущественно декоративными рельефами и статуями, небольшими статуэтками, группами, бюстами (в т. ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора и т. д.) и отличается изяществом и нарядностью, поверхностной идеализацией образов, мягкостью и живописностью манеры (Ж. Б. Лемуан, 1704—78, во Франции, И. И. Кендлер, 1706—75, в Германии, и др.). Стиль рококо выработал богатую орнаментику, часто использующую мотивы экзотического, главным образом китайского, искусства (К. Одран, 1658—1734, К. Гюэ, ум. 1759, во Франции, и др.). С 60х гг. 18 в., с развитием идей буржуазного просветительства и общим распадом аристократической культуры, стиль рококо во Франции и других странах Европы вытесняется классицизмом.