ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО (от франц estrade — помост, возвышение) — собирательное искусство малых форм, соединяющее художественное чтение, музыку, танец, вокал, цирковые выступления, а также различные оригинальные жанры. Будучи искусством малых форм, эстрада вовсе не является искусством мелких мыслей, незначительных идей, поверхностных чувств. Как и все другие искусства, она стремится ставить и решать важнейшие проблемы современности. Ограниченность во временной протяженности выступлений заставляет артистов прибегать к максимальной концентрации при создании масок и организации действия, вплоть до гротеска и буффонады.
Истоки эстрады следует искать в выступлениях народных артистов, известных со времен средневековья в России – скоморохов, в Польше — франтов, во Франции жонглеров, в Германии шпильманов, в Англии — клоунов, у народов Средней Азии — маскарабозов и т. д. Их репертуар включал комические сценки, монологи, игру на музыкальных инструментах, жонглирование, различные формы свиста, показ фокусов и многое другое. Начиная с XVIII в. все эти жанры широко представлялись на сценах народных театров балаганов. Особое значение имели т. наз. дивертисменты (вставные номера) в театральных спектаклях, в которых участвовали рассказчики, певцы, исполнители куплетов, декламаторы, танцоры и др. артисты. В числе специфических для эстрады особенностей три важнейших прямое взаимодействие артистов со зрительным залом, стремление к отражению злобы дня и то, что может быть определено как «открытость мастерства». Артист эстрады обращается непосредственно в зрительный зал, становящийся как бы его партнером эстрадного искусства, как правило, стремится к тому, чтобы в его номерах находили отражение современные события. И наконец, на эстраде в присутствии публики артист превращается в тот образ, характер, маску, в которой он будет действовать, и зрители бывают поражены удивительным мастерством перевоплощения (например, искусство А. И. Райкина). Сродни эстраде театры миниатюр и мюзик-холлы, они, с одной стороны, используют присущие ей приемы, а с другой — прибегают к театральным средствам воздействия.
В нашей стране широкое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада. Эстрадные концерты проводятся в специальных театрах концертных и спортивных залах, в Домах культуры и даже на стадионах. Что касается современной буржуазной эстрады, то она по преимуществу связана с ресторанами, что в большой степени оказывает воздействие на ее репертуар, манеру исполнения, способствует утверждению откровенной эротики, грубых приемов, дурного вкуса.