ЭСТЕТИЗМ или ЭСТЕТСТВО — обобщенное наименование немарксистских и антимарксистских взглядов и теорий, абсолютизирующих самостоятельность и значение эстетического отношения человека к действительности (включая искусство, эстетические теории, различные формы эстетического созерцания и деятельности).
Эстетизм порождение буржуазной эпохи общественного развития. Уже исторически первые его формы были своеобразной реакцией на проявление антигуманной и антиэстетической сущности капитализма. В дальнейшем он всегда сопровождал и сопровождает сейчас различные этапы социально-экономического и духовного кризиса капитализма.
Эстетизм существует и развивается в двух основных теоретических формах эстетического изоляционизма и панэстетизма (или эстетического мессианизма). Типичным проявлением эстетического изоляционизма является т. наз. концепция «чистого искусства», или «искусства для искусства». «Склонность к искусству для искусства является и упрочивается там, — писал Г. В. Плеханов, где есть безнадежный разлад между людьми, занимающимися искусством, и окружающей их общественной средой. Этот разлад выгодно отражается на художественном творчестве в той самой мере, в какой он помогает художникам подняться выше окружающей их среды. Так было с Пушкиным в николаевскую эпоху. Так было с романтиками, парнасцами (Л. де Лиль, Т. Готье и др.) и первыми реалистами во Франции (Гонкуры, Г. Флобер и др.) Но, восставая против пошлых нравов окружающей их общественной среды, романтики, парнасцы и (вышеназванные) реалисты ничего не имели против тех общественных отношений, в которых коренились эти пошлые нравы. Напротив, проклиная «буржуа», они дорожили буржуазным строем, сначала инстинктивно, а потом с полным сознанием». Лишая искусство всяких связей с социальной действительностью, эстетический изоляционизм тесно смыкается с формализмом. Проповедуя аполитичность, имморализм искусства, поэтизацию зла, он перерастает в декадентство. Представителями эстетического изоляционизма в буржуазной эстетике XX в. являются неогегельянец Б. Кроче, неокантианцы Э. Кассирер, Р. Фрай и др.
Панэстетизм «возвышает» искусство, эстетическое начало над политикой, наукой, моралью; именно художественно-интуитивным формам познания он отводит мессианскую роль в «спасении мира». Эта форма эстетизма, уходящая своими корнями еще в эстетику романтизма (Ф. Шлегель, Ф. Шеллинг) и «философию жизни» (А. Бергсон, Ф Ницше и др.), в наши дни выражает нарастающий кризис буржуазной философской и социально-политической мысли и тенденцию ее переориентации на интуитивно-образное познание. Особенно существенную роль в эстетизации современного буржуазного философского сознания сыграло феноменологическое учение Э. Гуссерля и его последователей.