ИНТУИТИВИЗМ в эстетике — идеалистическое направление, абсолютизирующее интуицию как момент непосредственного осознания в акте эстетического восприятия и эстетической оценки, в деятельности творческой фантазии. Интуитивизм противопоставляет интуицию рациональному (опосредованному суждениями и умозаключениями) знанию. Так, в иррационалистической эстетике А. Бергсона (см. Иррационализм), вслед за А. Шопенгауэром, интуиция, в том числе художественная, трактуется как высшая форма познания, противоположная интеллекту. Последний, по Бергсону, вызван к жизни утилитарными потребностями, сформирован по аналогии с инертными материальными вещами и потому схематичен. Интуиция же — бескорыстное мистическое созерцание, полное слияние субъекта со специфическим объектом, динамическая духовная сущность мира («жизненный порыв», «длительность»). У Бергсона содержится и другая трактовка интуиции — как бессознательного, инстинктивного стимула творчества. В интуитивистской эстетике Б. Кроче также подчеркивается творческий, формообразующий характер алогичной интуиции, которая, в противоположность понятиям, схватывает уникальное неповторимое.
В истории эстетики и ранее высказывались идеи, близкие И. Достаточно назвать Платона, утверждавшего особое пророческое состояние поэта в момент творчества, Канта с его концепцией гения, романтиков, окончательно разделивших науку и искусство. Искусство, базирующееся на интуиции, способно, по их мнению, более глубоко проникать в суть вещей, чем основанная на интеллекте наука. Иррационалистическая трактовка интуиции опровергается результатами экспериментальной психологии (в частности, данными школы Д. Узнадзе о психологии «установки»), которые доказывают тесную связь между сознательными, интеллектуальными функциями личности и неосознаваемыми психическими процессами. Способность к непосредственному эстетическому восприятию действительности и произведения искусства, к продуктивному творческому воображению опосредована всем предшествующим опытом личности, запасом впечатлений, ее культурой, наконец, всей системой общественных отношений, в которую включен субъект. В интуиции в «снятом» виде представлены цель и результаты предварительной мыслительной деятельности. В свою очередь, интуиция как эстетическое восприятие произведения или как представление творящей фантазии стимулирует дальнейшую работу сознательных сил и самого художника, и зрителя. Диалектика непосредственного и опосредованного, чувственного и дискурсивного, эмоционального и рационального, единичного и общего позволяет избежать метафизического противопоставления интуиции другим явлениям сознания.