Древние египтяне высказали некоторые теоретические идеи об эстетических свойствах мира.
Так, в папирусе времен Среднего царства воспевается красота Нила:
Приносящий хлебы, обильный пищей,
Творящий все прекрасное…
(Матье. 1956. С. 92)
Прекрасное — творение жизни, источник ее благ; прекрасное есть жизнь.
Гимн, воспевающий бога солнца Атона, гласит:
Ты подаешь жизнь сердцам твоею
Красотою, которая и есть жизнь.
(История древнего мира. 1937. С. 276).
У древних народов отношение к миру сохраняло целостность, а эстетический интерес еще не вычленился в самостоятельную сферу (не отделился от практического).
«Античная эстетика начинается как одна из граней философствования о природе»
(Асмус. 1937. С. 17), она была частью нерасчлененных знаний.
В характеристике мироздания присутствовала эстетическая оценка: реальное бытие — прекрасно. Эта детски непосредственная вера в трудную для древнего человека жизнь, в ее красоту и гармонию актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.