Если бросить взгляд на тот путь, которому мы следовали в предыдущих рассуждениях, то сначала мы установили принцип драматической поэзии с точки зрения ее всеобщих и особенных определений, а также с точки зрения отношения ее к публике. Во-вторых, мы видели, что драма, представляя нам некое законченное действие в его развитии, происходящем на наших глазах, существенно нуждается в полноте чувственного воплощения, которое она в соответствии с требованиями искусства обретает лишь в реальном исполнении на сцене. Но чтобы действие могло вступить в эту внешнюю реальность, необходимо, чтобы со стороны поэтического замысла и исполнения оно было всецело законченным и определенным в самом себе. А этого можно достигнуть лишь тем, что драматическая поэзия, в-третьих, разделяется на особые виды, каждый из которых берет свой тип, противоположный другому или же опосредствующий эту противоположность, из тех различий, в которых выявляются цель, характеры, а также конфликт и результат всего действия.
Главные стороны, вырастающие из этих различий и получающие многообразное историческое развитие, суть трагическое и комическое, равно как примирение этих двух способов выражения, которые лишь в драматической поэзии становятся столь существенно важными, что могут служить основой для деления на различные виды.
Переходя к более конкретному рассмотрению этих моментов, мы должны:
во-первых, выдвинуть общий принцип трагедии, комедии и так называемой драмы;
во-вторых, обрисовать характер античной и современной драматической поэзии, противоположность которых выявляется в процессе реального развития названных видов драмы;
в-третьих, нам предстоит в заключение разобрать конкретные формы, которые способны принимать в рамках этой противоположности в первую очередь комедия и трагедия.