α. В качестве главной формы основанием здесь является совершенно замкнутый дом.
Подобно тому как христианский дух замыкается во внутренней жизни, так и здание становится внутри себя ограниченным со всех сторон местом для собрания христианской, общины верующих и для достижения ее внутренней собранности. Здесь внутренняя собранность души ограничивает себя в пространстве. Но благоговейная молитва христианского сердца вместе с тем является и ее возвышением над конечным, так что это возвышение определяет характер дома, в котором обитает божество. Благодаря этому возвышению к бесконечному зодчество получает свое, независимое от голой целесообразности значение, которое оно стремится выразить пространственными, архитектоническими формами.
Впечатление, которое искусство должно теперь вызывать, представляет собой, в отличие от радостной открытой ясности греческих храмов, с одной стороны, впечатление покоя души, которая, будучи отрешена от внешней природы и от мирских дел вообще, замыкается в себе, а с другой стороны, впечатление торжественной возвышенности, стремящейся выйти за пределы рассудочно ограниченного и поднимающейся над ним. Если здания классической архитектуры в целом расположены горизонтально, то, в противоположность этому, романтический характер христианских церквей состоит в том, что они вырастают из почвы и поднимаются ввысь.
β. Вследствие этого забвения внешней природы и различных не связанных друг с другом земных стремлений и интересов, забвения, которое должно быть вызвано замыканием в себе, — открытые портики, колоннады и т. д., связывающие с миром, необходимо становятся излишними; вместо этого они в совершенно измененном виде получают свое место внутри здания. Солнечный свет не проникает или лишь смутно мерцает сквозь расписные стекла окон, которые необходимы для полного отрешения от внешнего мира. То, что здесь нужно человеку, дано не внешней природой, а миром, произведенным исключительно человеком и для него, для его молитвы и сосредоточения.
γ. Основным типом здания как обители божества в целом и в его особых частях мы можем считать то, что оно свободно вздымается вверх и закапчивается шпилями, которые образуются кривыми или прямыми линиями. В классической архитектуре, основной формой которой являются колонны или столбы с положенными на них балками, главным оказывается прямоугольник и тем самым функция поддерживания. Ибо перекладина, покоящаяся под прямым углом, определенно указывает, что она поддерживается. И если сами балки в свою очередь поддерживают кровлю, то все же поверхности последней наклоняются друг к другу под тупым утлом. Здесь нельзя говорить о настоящем заострении и восхождении, а лишь о покое и поддерживании. И точно так же полуциркульная арка, идущая непрерывной, равномерно изгибающейся линией от одной колонны к другой и описываемая из одного и того же центра, покоится на своих несущих основаниях.
Но в архитектуре романтической поддерживание как таковое и, стало быть, прямоугольность не образуют основной формы; напротив, они устраняются вследствие того, что замыкающие элементы снаружи и внутри здания вздымаются сами по себе, сходясь в один шпиль без твердого, ясного различия груза и опоры. Это преобладающее свободное стремление вверх и слияние воедино на вершине составляет то существенное определение, благодаря которому возникают отчасти остроугольные треугольники то с более широким, то с более узким основанием, отчасти же стрельчатые арки, которые разительнее всего выражают характер готической архитектуры.